В период губернаторства Карафуто на Южном Сахалине был осуществлён самый оригинальный технический проект при строительстве маяка на мысе Нака-Сиретоко-мисаки (мыс Анива). Маяк Анива был установлен в 1939 году на небольшой скале Сивучья, возле труднодоступного скалистого мыса Анива. В XIX веке у японских рыбаков даже существовала легенда о том, что невозможно обогнуть мыс Нака-Сиритоко. Необходимость строительства маяка на мысе Анива осознавалась ещё в конце XIX века. Район мыса характерен сильными течениями, частыми туманами, а также подводными каменистыми банками юго-западнее и юго-восточнее мыса, которые в 1896 оду. обнаружили русские суда – транспорт «Якут» и пароход «Хабаровск». В это же время росла интенсивность судоходства в районе мыса. После гибели германского парохода «Космополит» летом 1898 года появились предложения о строительстве на мысе Анива маяка, подобного построенному на мысе Крильон. Но исключительно тяжёлые условия доставки судами строительных грузов и выгрузки их на берег долго не позволяли реализовать эту идею. Строительство маяка Анива – весьма оригинального и технически сложного сооружения – было осуществлено в период, когда южная часть острова Сахалин в результате поражения России в войне в 1904-1905 годах оказалась во власти Японии и там было учреждено губернаторство Карафуто. Автором проекта маяка был японский инженер Миура Синобу, выпускник технического колледжа в Канагава. Он был также автором проекта построенного в 1936 году маяка Кайгара – ныне маяк Сигнальный в проливе Советский, отделяющем острова Малой Курильской гряды от японского острова Хоккайдо. После окончания строительства точная модель маяка была преподнесена императору Японии Хирохито. Сложность строительства заключалась в отсутствии причала и строительной площадки, где могли бы храниться материалы, готовились бы к установке конструкции и где жили бы рабочие. Все доставляемые строительные материалы и конструкции в условиях весьма неспокойного моря необходимо было сразу размещать на объекте строительства. Доставку строительных грузов выполняло единственное судно маячного департамента Японии «Рошумару», занимавшееся обслуживанием и обеспечением строительства маяков. Построенный маяк представлял собой круглую бетонную башню с небольшой боковой пристройкой, вписанной в овальное основание. Высота башни 31 метр, высота огня 40 метров над уровнем моря. Башня имела 9 этажей. На цокольном этаже располагались дизельная и аккумуляторная. Первый этаж с пристройкой занимали кухня и продовольственный склад, второй – радиорубка, аппаратная и вахтенная. На третьем, четвёртом и пятом этажах были жилые комнаты, рассчитанные на 12 человек. В каждой имелось по две пары двухъярусных коек и небольшие ниши для личных вещей. Жилые помещения имели небольшие круглые окна – иллюминаторы. На шестом этаже находилась кладовая, на седьмом – механизмы пневматической сирены, на восьмом – склад горючего, на девятом располагался вращательный механизм. Проблесковый осветительный аппарат 3-го разряда приводился в движение при помощи часового механизма. В центральной части башни проходила труба, внутри которой был подвешен маятник – гиря весом 270 килограммов, заводимый каждые три часа для движения оптической системы. Осветительный аппарат вращался в чаше, наполненной 300 килограммами ртути, используемой в качестве подшипника. Дальность действия маяка составляла 17,5 мили. Штат служащих состоял из четырёх человек. После окончания навигации обслуживающий персонал с маяка снимался. Зимовали японские «маячники» в специально построенном для них посёлке Сатоо (ныне застава Южная), также созданном по проекту Миура Синобу. Здесь были возведены 8 зданий из железобетона, в том числе четыре двухквартирных – для специалистов, склад, радиостанция и два двухквартирных дома для прислуги, которая полагалась работникам маяков как государственным служащим. В ходе освобождения Южного Сахалина русскими войсками пострадал и маяк на мысе Анива – снарядами были повреждены линзы и башни маяка. В первые же послевоенные годы было начато его восстановление. В 1965 году маяк пострадал от жестокого шторма, за жизнь маяка боролись начальник смены И. В. Нижник и техники А. Улыбышев, Г. Волнорезов, В. Емельянов, М. Нижник. Повреждения были серьёзными, требовался капитальный ремонт. Был поставлен новый радиомаяк, установлены танки для топлива и воды, устроено местное водяное отопление. В 1989 году на маяке была установлена отечественная оптическая система диаметром 1 000 мм, сила света лампы составляла 1 000 кандел. В 1990 году из-за тяжёлых условий жизни на маяке, труднодоступности, сложностей с доставкой людей, снаряжения и продуктов питания обслуживающий персонал с маяка был снят. На маяке установили изотопный термоэлектрический генератор, он был переведён в автоматический режим. Работал автономно до 2006 года. Тогда изотопные установки были сняты, а маяк был заброшен. В 2017 году поднимался вопрос о защите маяка Анива как исторического памятника. 14 января 2020 года было подписано соглашение между Минобороны РФ и губернатором Сахалинской области Валерием Лимаренко о финансировании правительством региона ремонтных работ на маяке. В 2020 году комиссия оценила достопримечательность. По планам в 2021 году должно было состояться проектирование, в 2022—2023 годах — строительно-монтажные работы, однако по состоянию на 2023 года работы начаты не были. Несмотря на сильные разрушения, маяк активно продолжают посещать туристы, прибывающие на частных и личных судах.
Самарин И. А. Маячное строительство на Южном Сахалине в годы губернаторства Карафуто (1905–1945 г.) // Маяки Сахалина и Курильских островов : ист. очерк / И. А. Самарин. – Южно-Сахалинск, 2005. – С. 31–48 (41), 77 : ил.; Новопашин С. Японский альбом Карафуто / С. Новопашин, С. Первухин. – Екатеринбург, 2010. – С. 28 : ил.; Календарь знаменательных и памятных дат по Сахалинской области на 2019 год / сост. Доровских Е. С. Южно-Сахалинск, 2018. – С. 215–216 : фот.; Анива маяк. – Текст : электронный // Маяки СССР : ист.-техн. справки : [сайт]. – URL: http://mayaki-sssr.spb.ru/mayaki-dalnii-vostok/423/ (дата обращения: 20.01.2023).
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи