Паромная переправа Ванино – Холмск – морская железнодорожная грузопассажирская паромная переправа в Татарском проливе между посёлком городского типа Ванино (Хабаровский край) и городом Холмском (Сахалинская область) протяжённостью 260 км. Она связывает остров Сахалин с материковой частью России круглогодичным транспортным сообщением. Решение о проектировании и строительстве паромной переправы между материком и Сахалином было принято постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 сентября 1964 года № 751 «О мерах по ускорению развития производительных сил Сахалинской области». 30 апреля 1969 года было начато строительство железнодорожной паромной переправы Ванино – Холмск. В этот день в Холмском морском торговом порту был заложен первый камень в основание причального комплекса переправы Ванино – Холмск. Состоялся торжественный митинг, на котором присутствовали первый секретарь областного комитета партии П. А. Леонов, председатель исполкома областного Совета депутатов трудящихся А. В. Шевцов, члены бюро Холмского горкома КПСС и исполкома городского Совета трудящихся, передовики предприятий города. По чертежам, разработанным проектировщиками Горьковского ЦКБ «Вымпел», был построен и в 1972 году сдан в эксплуатацию головной паром этой серии «Сахалин-1». 12 апреля 1973 года он пришвартовался у причала Холмского порта. Экипаж первого сахалинского парома возглавил Василий Степанович Былков. В мае «Сахалин-1» отправился с вагонами на борту в пробный рейс в Охотское море. Железнодорожные паромы серии «Сахалин» в то время были самыми современными и мощными транспортными средствами для перевозки морем всех видов железнодорожного подвижного состава, колёсной и гусеничной техники, а также пассажиров. На борту парома могло разместиться 26 железнодорожных вагонов весом 77 тонн каждый. При этом длина судна составляла более 130 м, а высота от киля до клотика равнялась 40 м. Фактически это был небольшой плавучий железнодорожный узел: с тупиками, семафорами, стрелками и т. д. Первая очередь морской железнодорожной переправы с комплексом гидротехнических и железнодорожных обустройств была введена в эксплуатацию 28 июня 1973 года, вторая очередь паромных причальных устройств – в 1985 году. С вводом в действие этой паромной переправы начался качественно новый этап развития транспортно-экономических связей Сахалинской области и всего Дальневосточного региона. На проектную мощность переправа вышла в конце 1976 года с приходом парома «Сахалин-5». Переправа полностью себя окупила за пять лет, в течение которых было перевезено около 6 млн тонн грузов и свыше 300 тыс. пассажиров. При проектировании переправы была избрана технология бесперегрузочной доставки грузовых вагонов, что имело большое значение для повышения эффективности переправы. Паромная переправа Ванино – Холмск и сегодня продолжает оставаться важнейшей транспортной артерией между Сахалином и материковой частью России. Её пропускная способность составляет 3,3 млн тонн грузов в год. В 2009 году по ней было перевезено 1,4 млн тонн грузов. Посредством паромной переправы осуществляется ввоз на материк внешнеторговых грузов, доставленных морскими торговыми судами из стран Юго-Восточной Азии и других регионов в сахалинские порты Корсаков и Холмск. Паромный флот, принадлежащий ОАО «Сахалинское морское пароходство» (SASCO), в настоящее время состоит из трёх однотипных дизель-электроходов: «Сахалин-8», «Сахалин-9» и «Сахалин-10». Каждый из них рассчитан на перевозку 28 железнодорожных вагонов либо 37 большегрузных автомобилей за один рейс. Кроме того, каждый паром (кроме парома «Сахалин-10», оборудованного для перевозки опасных грузов) берёт на борт до ста пассажиров. Пассажирские перевозки осуществляются паромами «Сахалин-8» и «Сахалин-9». В 2018–2020 годах проводились работы по переводу колеи островной железной дороги на европейский стандарт. Модернизация позволила облегчить перевалку вагонов на этапе морской перевозки: отпала необходимость замены колёсных пар вагонов при их прибытии с материка на остров и убытии обратно, что значительно снизило риски перевозок, увеличило скорость прохождения груза при его передаче с морского на железнодорожный транспорт.
Панкстьянов Д. Полвека в движении : Паромной переправе Ванино - Холмск в этом году 50 лет. Не зная отдыха трудяги парома десятилетиями обеспечивают связь Сахалина с Большой землёй // Губернские ведомости. - 2023. - 13 апреля (№ 39). - С. 14 : фот. - (Транспорт); Самарин И. А. С именем «Сахалин» на борту // Вестник Сахалинского музея. – Южно-Сахалинск, 2007. – № 14. – С. 224–233; Островная магистраль : фил. ОАО «Рос. желез. дороги» : Сахалин. желез. дорога, 60 лет. – Владивосток ; Южно-Сахалинск, 2006. – С. 33–34; Костанов А. И. Самая восточная дорога России : очерки истории Сахалин. желез. дороги. – Москва, 1997. – С. 153–159; Костанов А. И. Страницы истории города Холмска. – Южно-Сахалинск, 1990. – С. 86–88; Паромная переправа Ванино – Холмск. – Текст : электронный // Круизное информационное агентство. – 2017. – 14 янв. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Паромная_переправа_Ванино_–_Холмск (дата обращения: 11.05.2022).
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи