Пассажирский «Боинг-747» (регистрационный номер HL7442) южнокорейской компании Korean Air выполнял регулярный рейс KAL-007 по маршруту Нью-Йорк – Сеул с посадкой для дозаправки в Анкоридже на Аляске. На борту находились 23 члена экипажа и 246 пассажиров: южнокорейцев, американцев (в том числе конгрессмен Ларри Макдональд), тайваньцев, японцев и филиппинцев. 1 сентября 1983 года в 03:00 по местному времени (11:00 по Гринвичу) он вылетел из Анкориджа. Маршрут пролегал над Тихим океаном, огибая территорию СССР. По неустановленным причинам лайнер отклонился от курса и пролетел над Камчаткой и Сахалином. По данным расследования, проведённого Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) и впоследствии подтверждённым информацией с «чёрных ящиков», экипаж неправильно настроил автопилот, а в дальнейшем не выполнял ручных проверок текущих координат, положившись на автоматику. В 04:51 по местному времени самолёт вторгся в советское воздушное пространство и продолжил полёт над запретной зоной на Камчатке, где располагалась советская ракетная база. Советские операторы приняли пассажирский лайнер за воздушного разведчика. На перехват поднялись шесть истребителей МиГ-23, которые сопроводили подозрительный объект над Камчаткой и вернулись на базу, когда он в 06:05 покинул советское воздушное пространство и продолжил полёт над Охотским морем. В 06:13 «боинг» вновь пересёк советскую границу, на этот раз над Сахалином. Навстречу взлетели два перехватчика Су-15 с авиабазы «Долинск-Сокол». В 06:24 поступил приказ: «Уничтожить цель». Капитан Г. Осипович выпустил две ракеты, поразившие авиалайнер. Через 12 минут обломки упали в море с высоты девяти километров в районе острова Монерон юго-западнее Сахалина. Хотя останки людей найдены не были, в южном распадке г. Невельска, у японского кладбища, был установлен памятный знак, на котором выбиты слова: «В память о жертвах трагедии 1983 года самолёта «Боинг» рейса КАЛ-007». К его подножию ежегодно, в день сентябрьской трагедии, возлагаются цветы. Приезжают поклониться памяти погибших граждане Республики Корея и Японии. Но несмотря на открытие памятного знака и предоставление российской стороной останков «Боинга», тайна гибели самолёта остаётся неразгаданной.
Календарь знаменательных и памятных дат по Сахалинской области на 2018 год. – Южно-Сахалинск, 2017. – С. 83; Всей правды не знает никто : в Японии сняли гриф секретности с документов по южнокорейскому самолёту, сбитому в небе над Сахалином // Советский Сахалин. – 2016. – 12 янв. – С. 3; Кречетников А. Трагедия корейского «боинга»: что было на самом деле? // BBC News. Русская служба. – 2013. – 31 авг. – URL: http://www.bbc.com/russian/russia/2013/08/130821_ussr_korean_boeing (дата обращения: 14.11.2022); Иванов В. Скорбная церемония // Советский Сахалин. – 1993. – 3 сент.; Сергеев В. Памятный знак установлен / В. Сергеев, С. Сергеева // Невельские новости. – Невельск, 1993. – 4 сент.; Невельск помнит // С морем повенчанный : городу Невельску – 150. – Хабаровск ; Южно-Сахалинск, 2004. – С. 61–62 : ил.
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи