В 1970–1980-е годы потребности Сахалина в перевозках заметно увеличились. В этот период продолжалось техническое переоснащение сахалинской магистрали. Увеличение весовых норм поездов потребовало удлинения путей на промежуточных и участковых станциях. К началу 1980-х годов островная магистраль увеличилась на длину участков, сданных в постоянную эксплуатацию после строительства железнодорожной линии Победино – Ныш и Альба – Ноглики. Строительство участка Альба – Ноглики началось в январе 1970 года, осуществлялось строительным управлением № 456. Первыми строителями были 21 механизатор, 3 плотника и начальник. Подготовительные работы длились 2 года. Возведение железнодорожного пути не ограничивается только прокладыванием рельс, параллельно с полотном сооружаются и другие объекты: станции, жилые дома, котельные, столовые и многое другое. 5 ноября 1972 года был забит первый гвоздь (в железнодорожной терминологии – «костыль»), и началась укладка пути. Было построено 65 км трассы, 69 водопропускных труб, 10 металлических мостов. Самые впечатляющие из них – через реки Арга, Вервели, Парката, Имчин. Строители прокладывали путь местами по тундре и болотам, на песчаном основании, мостовые переходы через природные водные преграды строились в основном на деревянных опорах. Для сооружения пути использовались рельсы Р43. Ввод в эксплуатацию этого участка железной дороги имел большое экономическое значение, так как дорога вплотную подошла к месторождениям нефти и газа в северной и северо-западной частях Сахалина. Появился дополнительный стимул к подъёму экономики и развитию инфраструктуры Тымовского и Ногликского районов, которые пересекала линия железной дороги, соседних с ними Александровск-Сахалинского и Охинского районов. Пассажиропоток с севера возрос в несколько раз. Поезд сообщением Южно-Сахалинск – Ноглики формировался из 15–17 вагонов. Началось круглогодичное поступление строительных грузов, оборудования для нефтегазовых месторождений и товаров народного потребления. До открытия железнодорожного движения все поставки осуществлялись только в период морской навигации через порт Москальво. По географическому положению станция Ноглики – самая восточная станция сети российских железных дорог, здесь же кончается главный ход островной магистрали с юга на север. Дальше пассажирские поезда не идут. Первое время станция работала как выгрузочная, отсюда ещё дальше на север, до Охи, грузы доставлялись по узкоколейной дороге шириной 750 мм. Но вскоре возникла необходимость отправки грузов на юг острова и на материк. Поэтому крупные предприятия, такие как «Сахалинморнефтегаз» и Нижне-Тымский леспромхоз стали строить подъездные пути. Одновременно с этим развивался и сам железнодорожный узел – были построены вокзал, газовая котельная, детский сад, школа, электростанция. Железнодорожная станция 3 класса Ноглики в среднем ежесуточно обрабатывает до 50 вагонов. С развитием шельфовых проектов грузовые поставки на север острова увеличились почти в пять раз. В 2008 году была произведена реконструкция железной дороги Альба – Ноглики.
Волков А. Километры нового пути : реконструкция СахЖД продолжается : [ЖД магистрали между станциями Ноглики – Альба, Альба – Тымовское] // Советский Сахалин. – 2008. – 6 мая; Комаричев В. Четверть века в строю // Знамя труда. – Ноглики, 2004. – 14 февр.; Исполняется 25 лет со дня ввода в эксплуатацию железнодорожной станции Ноглики. – Текст : электронный // Sakhalin.info : [сайт] / ИА Сах.ком. – 2004. – 13 февр. – URL: https://sakhalin.info/news/21457 (дата обращения: 18.05.2022); Костанов А. И. Самая восточная дорога России : очерки истории Сахалин. ж. д. – Москва, 1997. – С. 162, 164–165; Линия Альба – Ноглики – в строю! / наш кор. // Знамя труда. – Ноглики, 1978. – 16 дек.
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи