Тоннель на мысе Жонкиер (1883)

Тоннель на мысе Жонкиер – первый тоннель на Сахалине, один из старейших памятников, связанных с историей Сахалинской каторги. Уникальная инженерная конструкция – тоннель, прорубленный в скале, который несколько лет строили сотни каторжан и который никогда полностью не использовался по назначению, – одна из самых загадочных достопримечательностей Сахалина. К концу 1870-х годов пост Дуэ как административный центр Сахалина стал постепенно терять своё значение, заметно проигрывая благоустроенной Александровской ферме, расположенной в обширной и богатой пахотными землями долине реки Дуйки (ныне река Большая Александровка). Возникла необходимость установки сообщения между этими населёнными пунктами. Об этом начальник Главного тюремного управления острова Сахалина М. Н. Галкин-Враской в своём письме начальнику острова Сахалина от 7 марта 1886 года писал: «Ввиду чрезвычайно гористой местности, на которой расположены на о. Сахалине селения Дуйского и Александровского районов, сообщение между ними, несмотря на близкое расстояние, крайне затруднительно. Между постом Дуэ и селением Александровским почти на всём протяжении существует только вьючный путь. Для проложения сплошного пути по берегу в 1880 г. приступлено было к пробитию в толще скал мыса Жонкиер тоннеля трудом ссыльнокаторжных. В 1883 г. тоннель был окончен». Местом начала работ в северной части мыса выбрали точку смыкания берегового склона с мысом, а в южной части работы начались в глубине естественной ниши, на границе выхода скальной породы. Эти точки были выбраны не случайно, так как они даже визуально обозначали кратчайшую трассу тоннеля. «Вероятнее всего, работами по строительству тоннеля руководил архангельский городовой архитектор, гражданский инженер, коллежский секретарь Ф. Фриде, назначенный на должность инженер-архитектора на о. Сахалин 18 июня 1880 года. Удивительно, что А. П. Чехов, побывавший на Сахалине [в 1890 году], ничего не написал об истории строительства тоннеля», ‒ пишет И. А. Самарин. Этот пробел спустя восемь лет восполнил журналист В. М. Дорошевич: «Как и всегда, тоннель повели сразу с обоих концов, с таким расчётом, чтобы партии работающих встретились. Но люди всё дальше и дальше закапывались в гору, а встречаться не встречались». В публикации другого свидетеля говорилось: «К сожалению, к этим работам приступлено было без руководителя-специалиста, а потому они вышли неудачно: начав одновременно с обеих сторон, одна из партий ошибочно отклонилась от надлежащего направления, через это тоннель принял значительный изгиб». В соответствии с рапортом заведующего ссыльнокаторжными в Приморской области полковника А. Ф. Соловьёва, датированным 1 сентября 1883 года, строительство тоннеля к этому времени было завершено. Изначально северный кирпичный арочный портал тоннеля был украшен стилизованными «замковыми» камнями, окружающие вход скалы были аккуратно отделаны уступами. Полковник писал: «Сообщение между тюрьмами северного Сахалина производится до настоящего времени по дурно проложенным дорогам, идущим по гористой местности. Предместником моим приступлено к прорытию туннеля для устройства прямого сообщения с постом Дуэ – берегом пролива, и хотя после трёхгодичных трудов туннель прорыт, но на устройство прочного пути сообщения потребуется прокладка береговой дороги с постановкою мостов, применением порохострельных и земляных работ; работы же обеспечивают лишь сообщение между п. Александровском и п. Дуэ». После завершения прокладки тоннеля «администрация острова почему-то приостановила дальнейшие работы, что долгое время весьма затрудняло пользование этим горным проходом». Работы были возобновлены с приходом на Сахалин новой власти в лице начальника острова генерал-майора А. И. Гинце. С особой остротой необходимость в завершении работ на мысе Жонкиер возникла в 1885 году в ходе работ по возведению здесь нового маяка, строительные материалы для которого доставлялись из Александровского поста. При личном свидании А. И. Гинце с начальником Главного тюремного управления М. Н. Галкиным-Враским в Санкт-Петербурге начальник острова доложил, что «туннель приходит в упадок и пользоваться им затруднительно». Работы по исправлению ошибок, допущенных при строительстве, и расширению тоннеля начались в мае 1886 года. К ним был привлечён бывший гвардейский офицер-сапёр, ссыльнокаторжный К. Х. Ландсберг. Средства на приобретение пороха для взрывных работ и цемента были выделены лично А. И. Гинце, а также из Колонизационного фонда. После завершения работ 19 октября 1886 года начальник острова Сахалин направил представление Приамурскому генерал-губернатору о смягчении участи ссыльнокаторжного Карла Ландсберга. Сообщалось, что Ландсберг выполнял работы по устройству дорог по разным направлениям острова, проложению рельс, устройству морской пристани и исправлению тоннеля. 17 ноября 1911 года ремонтные работы на тоннеле были закончены. Первые 33 метра тоннеля, проходящие по твёрдым породам, были оставлены неукреплёнными. Следующие 13,5 сажени были перекреплены сплошными новыми дверными окладами из брёвен 5–6 вершков. 10 сажен тоннеля, проходящих в трещиноватых базальтах, также перекреплены новыми дверными окладами, «почти сплошными», а кровля забрана деревянными колодками. Из средней части тоннеля вывезена накопившаяся годами земля и устроено русло для стока воды, усыпанное галькой. Был снят бугор земли, загромождавший въезд в тоннель со стороны поста Александровского. В 1940–1950-е годы тоннель находился на балансе шахты «Макарьевка», и в зимнее время через него проходила конно-обозная дорога, соединявшая Дуэ с г. Александровском. Летом по берегу проехать было нельзя, и тоннелем пользовались только пешеходы. Руководство треста «Александровскуголь» старалось поддерживать тоннель в рабочем состоянии, возложив обязанности по его текущим ремонтам на Александровское строительное управление (АСУ). Так как ежегодные текущие ремонты не способствовали улучшению безопасности использования тоннеля, руководством стройуправления было решено капитально отремонтировать тоннель, забетонировав самый опасный участок. Работы по ремонту были закончены 12 ноября 1956 года. В ходе ремонтных работ было произведено укрепление центральной части проходки тоннеля железобетонной облицовкой, здесь же произведено бетонирование пола. Северный портал, первоначально имевший арочное кирпичное обрамление, был расширен и усилен бетонной облицовкой с козырьком. Частичное бетонирование стенок тоннеля было произведено на южном входе. Решением Сахоблисполкома от 21 марта 1980 года № 119 памятник истории регионального значения «Тоннель мыса Жонкьер, сооруженный в 1883 году» был включён в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Идея постановки тоннеля на мысе Жонкиер на государственный учёт как памятника истории и культуры принадлежит известному сахалинскому историку и краеведу А. Н. Рыжкову. На сегодняшний день это сооружение является единственным сохранившимся свидетелем пребывания А. П. Чехова на острове, а также единственным существующим рукотворным объектом, о котором автор упомянул в своей книге. Общая длина тоннеля составляет 83,5 м. На протяжении 39 м от северного входа стены тоннеля обшиты бревенчатой крепью, далее на расстояние 31 м проходит железобетонная облицовка стен с арочным перекрытием. Затем следует 10-метровый участок бревенчатой крепи, и последние метры проходки оформлены двумя бетонными стенками. Ширина тоннеля в частях, забранных в бревенчатые клады, – 4,4 м, высота 3,0 м. Ширина забетонированного участка – 3,2 м, высота 3,0 м. В плане тоннель неровный, насчитывает пять сглаженных углов-поворотов, дающих общее направление в 37 градусов на юго-запад. Безусловно, что первоначально тоннель должен был быть прямым, и эти углы – следствие той ошибки в проходке, которую затем исправили К. Х. Ландсберг в 1886 году и шахтёры – в 1956-м. В настоящее время памятник нуждается в капитальном ремонте – за последние 67 лет он пришёл в неудовлетворительное состояние. Прежде всего это связано с характером горных пород, в которых прорублен тоннель.

Список литературы:

Самарин И. А. Тоннель на мысе Жонкиер. – Москва, 2013. – 16 c. : ил., портр. – (Объекты культурного наследия Сахалинской области); Александровск-Сахалинский, 1869–1999 / авт. текста А. Т. Кузин. – Южно-Сахалинск, [1999]. – С. [8]; Крыжина В. Г. Тоннель мыса Жонкиер // Материалы к Своду памятников истории и культуры Сахалинской области. – Южно-Сахалинск, 1983. – С. 38–39; Сахалинский историк разгадал загадку тоннеля на мысе Жонкиер. – Текст : электронный // Sakh.onlain. – 2014. – 21 апр. – URL: https://sakh.online/news/25/2014-04-21/sahalinskiy-istorik-razgadal-zagadku-tonnelya-na-myse-zhonkier-251807 (дата обращения: 22.03.2022).

Дата публикации статьи

Дата обновления статьи

MySQL статистика (6)
Query Rows Time Cached
SELECT items.id, items.parent_id, items.title, items.is_hidden_in_menu, items.sort_order, items.href, menus.code as menu_code, menus.use_code_in_links as menu_code_in_links, blocks.id as block_id, blocks.code as block_code, blocks.description, blocks.content, blocks.template, blocks.block_type, f.id as image_id, f.disk_name as image_path FROM admin_menu_items as items LEFT JOIN admin_menus as menus ON menus.id = items.menu_id LEFT JOIN admin_text_blocks as blocks ON blocks.id = items.text_block_id LEFT JOIN db_files as f ON f.master_object_id = items.id AND f.master_object_class = 'Admin_MenuItem' AND f.field = 'image' WHERE items.is_hidden is null ORDER BY items.parent_id, items.sort_order 4 0.000823 false
SELECT seo_settings.* FROM seo_settings ORDER BY id desc LIMIT 0, 1 1 0.000203 false
update seo_settings set individual_seo_settings = 'a:0:{}' - 0.000097 false
SELECT (select group_concat(db_files.name ORDER BY 1 SEPARATOR ', ') from db_files where db_files.master_object_id = events_events.id and (master_object_class='Events_Event' and field='image')) as image_calculated, events_events.* FROM events_events WHERE (events_events.id = '1151') LIMIT 0, 1 1 0.000322 false
SELECT db_files.* FROM db_files WHERE (db_files.master_object_id = '1151') AND (db_files.master_object_class='Events_Event' and field='image') ORDER BY id 1 0.000110 false
SELECT admin_module_settings.* FROM admin_module_settings WHERE (admin_module_settings.module_id='admin') AND (admin_module_settings.form_id='default') LIMIT 0, 1 1 0.000280 false