Учебные заведения профессионального образования Сахалинской области готовят кадры для различных отраслей промышленности, образования, здравоохранения, культуры и искусства. Общее количество профессий и специальностей составляет 135 наименований, в том числе – 6 рабочих профессий для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья по программам профессионального обучения. Первые две фабричные школы открылись на севере Сахалина в 40-х годах – в посёлке Мгачи Александровского района и городе Охе. А начиналось создание системы профессионально-технического образования… с призыва, как в армию. 2 октября 1940 года было принято два важнейших для профессионального образования документа: Указ Президиума Совета СССР «О государственных трудовых резервах» и Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «Об образовании Главного управления трудовых резервов при Совнаркоме СССР». Так в стране была создана новая система начального профессионального образования – трудовые резервы. Был объявлен ежегодный призыв (мобилизация) молодёжи в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения (ФЗО). Мобилизация учащихся проводилась и по всему северу острова (юг Сахалина в те годы находился под властью японцев). Сахалинская область с 1938 года входила в состав Хабаровского края, и создаваемые училища и школы ФЗО подчинялись Хабаровскому краевому управлению. После войны правительством страны ставилась задача – восстановить разрушенное хозяйство и обеспечить его рабочими массовых профессий. Так, в 1945 году состоялся очередной призыв городской и сельской молодежи в ремесленные, железнодорожные училища и школы ФЗО. Переломным в истории сахалинского профтехобразования стал 1947 год. Сахалинские предприятия нуждались в рабочей силе, области были нужны квалифицированные рабочие кадры. В связи с этим было открыто училище в Долинске, фабрично-заводские школы в Поронайске и Быкове. В августе (по другим сведениям в июне*) 1947 г. в соответствии с приказом Главного управления трудовых резервов от 3 декабря 1946 г. в г. Южно-Сахалинске было организовано самостоятельное Сахалинское областное управление трудовых резервов. Первым начальником управления был назначен Александр Николаевич Радзиховский. Сотрудниками управления были в основном демобилизованные из Советской Армии офицеры. Аппарат управления составлял 7–8 человек. В ведение управления было передано 3 ремесленных училища и 3 школы ФЗО. Общая численность учащихся составляла 920 человек. К началу 1952 года в области было уже восемь учебных заведений, в которых 1200 молодых людей овладевали профессиями, горные электрослесари, проходчики, рабочие очистного забоя, шахтные электрослесари, машинисты электровозов, строители, каменщики-печники, штукатуры-маляры, столяры-плотники и арматурщики. В конце 1950-х сеть училищ продолжала расширяться, она протянулась от Охи до Южно-Сахалинска. В эти годы на юге Сахалина открылись училища с новой производственной базой, состоялся переход на трёхлетнее обучение. В Южно-Сахалинске самое первое профессиональное училище было открыто в 1948 году для системы кооперации. К 1970 году в островном регионе действовало уже 15 учебных заведений, общее число учащихся превысило 5 тыс. человек. В период с 1972 по 1980 год были открыты училища в Корсакове (здесь готовили плавсостав для судов рыбопромыслового флота) и пос. Тымовское (для подготовки рабочих-механизаторов лесной промышленности). Расцвет системы пришёлся на 80-е годы. В этот период характерно значительное расширение сети профессионально-технических училищ, существенное обновление их учебно-материальной базы, особенно учебно-производственных мастерских. Практически была разработана и реализована программа создания современных профессиональных учебных комплексов для подготовки рабочих и специалистов высокой квалификации. Именно в эти годы для профтехучилищ построено наибольшее число общежитий, учебно-производственных мастерских, общественно-бытовых корпусов, спортзалов и спортивных площадок. В 1984 году началась реорганизация ведомственных учебных заведений и передача их в единую систему профессионально-технического образования. Создавались учебные заведения инновационного типа – лицеи. В 1990-е годы статус лицея получают почти 50 процентов учреждений начального профессионального образования области. Реформа системы профессионального образования в области, начатая в 2005 года, затронула и образовательные программы. Они были сориентированы с учётом развития островной экономики, создания высокотехнологичных предприятий в нефтегазовой промышленности, а также с учётом потребностей базовых отраслей и рынка труда в целом. Современная система профессионального образования Сахалинской области включает 20 учреждений, осуществляющих профессиональную образовательную деятельность. В них обучаются около 17 тысяч учащихся.
Календарь знаменательных и памятных дат по Сахалинской области на 2017 год / сост. Чен Ден Сук. – Москва, 2016. – С. 102–104; Справочник учебных заведений Сахалинской области, 2010 / агентство гос. службы занятости населения Сахалин. обл. – Южно-Сахалинск, 2010. – С. 41–52; Фридман Е. М. Страна Профтех / Е. М. Фридман, В. П. Читаева. – Южно-Сахалинск, 2002. – С. 17–19; Кузин А. Южно-Сахалинск: с вершины века. – Южно-Сахалинск, 1996. – С. 211; Путеводитель по фондам Государственного архива Сахалинской области / отв. сост.: Г. И. Дударец. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Южно-Сахалинск, 1995. – С. 201; Паспорт. – Текст : электронный // Министерство образования Сахалинской области : [офиц. сайт]. – URL: https://obrazovanie.sakhalin.gov.ru/edu/plan/ (дата обращения: 28.11.2022).
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи