Сахалинская детская железная дорога (1954)

В начале 1953 года политотделом Южно-Сахалинской железной дороги было предложено построить на Сахалине детскую железную дорогу. Идея нашла поддержку у областных партийных и комсомольских органов. 31 мая 1954 года горисполкомом было принято решение об её открытии. В октябре 1953 года 520 школьников 5–9 классов приступили к изучению основ железнодорожных специальностей в кружках юных железнодорожников при школах города и Доме пионеров. По окончании теоретического курса началась практика на предприятиях Южно-Сахалинского железнодорожного узла. Параллельно шло строительство и самой дороги. Вели его воины-железнодорожники под командованием полковника Твердова. По выходным дням на субботники выходили будущие хозяева ДЖД и их родители. Большую помощь оказывали и комсомольцы Южно-Сахалинского железнодорожного узла. Своими силами они восстановили паровоз и вагоны, подготовили необходимое оборудование. Работами по строительству ДЖД руководил начальник Южно-Сахалинской железной дороги генерал-директор М. И. Олонов. К началу июня 1954 года вокруг озера Верхнего в парке культуры и отдыха был построен кольцевой путь протяженностью 2 км (полная эксплуатационная длина 2,2 км). В юго-западной части кольца было сделано ответвление в двухстойловое деревянное депо. На маршруте ДЖД было построено несколько водопропускных труб и два металлических моста через реку Рогатку с длиной пролётов 9 и 15 м соответственно. На западной и восточной сторонах кольца построено два остановочных пункта без путевого развития. Один из них получил название «Станция Комсомольская», другой – «Остановочный пункт Пионер». На обеих остановках были построены деревянные вокзалы, а на Пионере – ещё и высокая деревянная платформа. На ст. Комсомольской путь проходил по берегу озера Верхнего всего в нескольких метрах от кромки воды. Из-за опасности размыва насыпи в середине 1970-х годов здесь была построена бетонная подпорная стенка. Первым начальником Южно-Сахалинской ДЖД был назначен Юрий Никифорович Мамаев. На момент открытия детская дорога располагала одним паровозом Ук-159-238 с видоизменёнными будкой и ходовым мостиком и тремя двухосными деревянными пассажирскими вагонами, построенными в 1902 году в Германии (по некоторым данным – в Прибалтике). 6 июня 1954 года состоялось торжественное открытие железной дороги. Колонна юных железнодорожников прошла по центральным улицам Южно-Сахалинска до парка. После торжественного митинга голубой состав отправился в свой первый рейс. Паровоз вели юные железнодорожники Виталий Воронов и Виктор Малеев. Первое время поезда Южно-Сахалинской ДЖД шли по кольцу против часовой стрелки. В 1955 году направление движения поездов по кольцу было изменено на противоположное. Для этого пришлось разворачивать паровоз. Силами юных железнодорожников и инструкторов ДЖД было построено временное ответвление от главного пути. После того, как на него загнали паровоз, часть пути было разобрано и переложено в противоположном направлении. Получился своего рода «одноразовый» разворотный треугольник. Начав работать с электрожезловой системой, Южно-Сахалинская ДЖД очень скоро была переоснащена полуавтоматической блокировкой, а впоследствии стала одной из первых детских железных дорог страны, оборудованных автоматической блокировкой. С 1960 по 1971 год поезда водил мотовоз ТУ2м. Тогда же дорога получила в своё распоряжение первый цельнометаллический вагон. В конце 1960-х – начале 1970-х годов на смену дореволюционным вагонам пришло четыре цельнометаллических вагона PAFAWAG, а в 1971 году детская железная дорога получила тепловоз ТУ2-029. В конце 1980-х годов была пересмотрена программа обучения юных железнодорожников. Помимо детской железной дороги они стали проходить практику и на предприятиях Южно-Сахалинского железнодорожного узла – работали дублёрами машинистов тепловозов и дизель-поездов, проводников пассажирских поездов, дежурных по станции. В 1990-х годах произошло полное обновление парка подвижного состава. Дорога получила тепловоз ТУ7-2628 и пять пассажирских вагонов. В 2008 году было отсыпано новое земполотно, уложена рельсошпальная решётка на железобетонном основании, заменены два стрелочных перевода, усовершенствована система сигнализации и блокировки. В 2009 году поступил тепловоз ТУ7А-3351 и несколько пассажирских вагонов. Спустя два года поступил ещё один тепловоз ТУ10-005 и два пассажирских вагона. В 2011 году на дороге эксплуатировались два тепловоза (ТУ7А и ТУ10 № 005) и восемь пассажирских вагонов. За весь период существования по детской железной дороге проехало более двух миллионов пассажиров на поездах, преодолевших расстояние около 100 тысяч километров. По сути дела, ДЖД это настоящее железнодорожное предприятие, которое ещё и выполняет функции учреждения дополнительного профобразования школьников. Здесь ребята в возрасте от 12 до 17 лет получают представление о разных железнодорожных профессиях: машинист, проводник, дежурный по вокзалу и станции, диктор, диспетчер, и узнают азы этих профессий. В 2014 году получены три пассажирских вагона ПВ 750 Камбарского машиностроительного завода. В ноябре 2016 года открылось новое здание станции «Комсомольская».

 

Список литературы:

Федорчук С. Детская железная дорога // Рассказы о городском парке / С. Федорчук. – Южно-Сахалинск, 2005. – С. 59–62; Дальневосточная детская железная дорога : История. Современность. Перспективы / РЖД. – Южно-Сахалинск, [2015?]. – [15] с.; Сабитова А. Проводник в детство // Губернские ведомости. – 2017. – 9 нояб. – С. 12 : фот.; Летопись Южно-Сахалинска, 1882–2017 : история города со времени основания до наших дней… / авт-сост. А. Т. Кузин. – Изд. 3-е, доп. и перераб. – Южно-Сахалинск, 2019. – С. 173; Кряжев М. Двойной успех маленькой дороги // Гудок. – 2021. – 22 янв. – С. 6. – (Дальневосточная магистраль).

Дата публикации статьи

Дата обновления статьи

MySQL статистика (6)
Query Rows Time Cached
SELECT items.id, items.parent_id, items.title, items.is_hidden_in_menu, items.sort_order, items.href, menus.code as menu_code, menus.use_code_in_links as menu_code_in_links, blocks.id as block_id, blocks.code as block_code, blocks.description, blocks.content, blocks.template, blocks.block_type, f.id as image_id, f.disk_name as image_path FROM admin_menu_items as items LEFT JOIN admin_menus as menus ON menus.id = items.menu_id LEFT JOIN admin_text_blocks as blocks ON blocks.id = items.text_block_id LEFT JOIN db_files as f ON f.master_object_id = items.id AND f.master_object_class = 'Admin_MenuItem' AND f.field = 'image' WHERE items.is_hidden is null ORDER BY items.parent_id, items.sort_order 4 0.000643 false
SELECT seo_settings.* FROM seo_settings ORDER BY id desc LIMIT 0, 1 1 0.000211 false
update seo_settings set individual_seo_settings = 'a:0:{}' - 0.000124 false
SELECT (select group_concat(db_files.name ORDER BY 1 SEPARATOR ', ') from db_files where db_files.master_object_id = events_events.id and (master_object_class='Events_Event' and field='image')) as image_calculated, events_events.* FROM events_events WHERE (events_events.id = '168') LIMIT 0, 1 1 0.000319 false
SELECT db_files.* FROM db_files WHERE (db_files.master_object_id = '168') AND (db_files.master_object_class='Events_Event' and field='image') ORDER BY id 1 0.000194 false
SELECT admin_module_settings.* FROM admin_module_settings WHERE (admin_module_settings.module_id='admin') AND (admin_module_settings.form_id='default') LIMIT 0, 1 1 0.000246 false