После окончания Русско-турецкой войны (1877–1878) перед Россией возникла необходимость создания флота, способного выполнять две задачи – в мирное время осуществлять мирные транспортные перевозки, а во время войны нести сторожевую службу в качестве вспомогательных крейсеров. В 1878 году по предложению «Общества для содействия русскому торговому мореходству» было создано пароходное общество «Добровольный флот» (ДФ). Суда общества получали названия губернских городов, на чьи пожертвования они были приобретены. Граждане России передавали в благотворительный фонд деньги, драгоценности, облигации. За все годы существования ДФ имел под своим флагом около 70 пароходов. Первым судном на линии стал пароход, купленный в Англии в 1878 году и получивший название «Нижний Новгород» (прежнее название «Саксония»). Судно было построено для компании «Гамбург Америка Лайн» в порту Гринок (Шотландия). Имело железный корпус, клиперную носовую оконечность, одну дымовую трубу и три мачты, способные нести парусное вооружение. Развивало скорость до 12 узлов, длина судна составляла 95 метров, ширина – 13 метров. Вместимость пассажиров – 630 человек. Добровольный флот был ориентирован на государственную службу, нужды русской национальной торговли. Начав свою деятельность с вывоза русских войск из турецких и болгарских портов в черноморские русские порты, флот вскоре сосредоточил свою деятельность на обеспечении регулярной связи европейских портов России с русскими портами Дальнего Востока. В 1879 году, сразу после образования Добровольного флота, его руководством было решено открыть трансокеанскую линию Одесса – Дальний Восток, где важную роль играли перевозки переселенцев во Владивосток (около 90 тысяч человек в 1883–1906 гг.) и ссыльных на о. Сахалин. Основным грузом на обратном пути из Владивостока был чай, закупавшийся в Китае и Индии. Трудно переоценить значение морского пути в деле колонизации острова. Постоянное пароходное сообщение между Сахалином и Европейской Россией было жизненной потребностью для острова. Тяжелейший сухопутный путь на восточную окраину препятствовал заселению этой территории, создавал невероятные трудности в снабжении, к тому же для российской казны был весьма накладен. Подготовка партии к морской перевозке начиналась в губерниях, где в пересыльных тюрьмах содержались арестанты, осуждённые на каторжные работы. Там составлялись списки «пригодных к отправке на Сахалин». Вопрос «годности» решала медицинская комиссия в пересыльной тюрьме. Давалось заключение, способен ли заключённый вынести морское путешествие через тропики. 7 июня 1879 года «Нижний Новгород» вышел из Одессы на Сахалин под военным флагом, имея на борту 590 ссыльных и 730 тонн груза. Сдав ссыльных и груз на Сахалине, на судне спустили военный флаг и 10 августа вышли из Владивостока в Одессу. Так Добровольным флотом была открыта регулярная Дальневосточная линия. Считается, что именно в этих рейсах по перевозке заключённых и родилась песня «Раскинулось море широко». Вслед за «Нижним Новгородом» в 1879 году из Одессы вышел пароход «Кострома», имевший на борту 526 каторжан. Позже, в августе, ещё одно судно ДФ «Россия» перевезло группу жён осуждённых c детьми, а также 82 ссыльных женщины. Плавание по южным морям к берегам Дальнего Востока длилось, как правило, около двух месяцев и было изнурительным. Первым большим событием в морском странствии была расковка ссыльнокаторжных. Об этом они обязательно писали домой, для осуждённых это событие было праздником. Во время рейса осуждённых ежедневно выводили на верхнюю палубу для прогулки и купанья под специально устроенные для этого души. Длительность таких прогулок должна была быть более двух часов, реально это не выдерживалось. Морские суда заходили в крупнейшие порты мира: Константинополь, Порт-Саид, Суэц, Аден, Коломбо, Сингапур, Нагасаки, Владивосток. В портах на палубу арестантов не выводили. Плыть на пароходе было несравненно быстрее и легче, чем добираться по этапам. Высокие температуры и влажность тропиков, конечно, не сравнить с сибирскими морозами и долгой дорогой, но и морской путь был нелёгок. В пути многие арестанты страдали от качки. Тяжелее всего переносилась жара тропиков. Красное море и Индийский океан запоминались на всю жизнь. Жара описывалась такими словами, как «несперпимая», «невыносимая», «убийственная» или просто «ад». За историю деятельности Добровольного флота несколько пароходов компании потерпели крушение. Один случай гибели судна имеет непосредственное отношение к перевозке осуждённых на Сахалин. Пароход «Кострома» осуществлял обычный осенний рейс (март – май 1887 года). Первая неприятность произошла в Индийском океане. «При проходе Индийского океана наше судно наткнулось на подводную скалу. Послышался треск и шум, когда дно парохода скользнуло по скале. На палубе поднялась суматоха, но вскоре все успокоилось: видимо, все обошлось благополучно». Увы, для этого рейса это было только начало. У берегов Сахалина судно ждало очень серьёзное испытание. Оставив в посту Корсаковском большую часть арестантов и груза, пароход под командованием капитана П. Н. Качалова следовал в пост Александровский. Вечером 16 мая 1887 года у мыса Крильон «Кострома» потерпела крушение и затонула. Все люди были благополучно на шлюпках доставлены на берег, причём ссыльнокаторжные были раскованы, но никаких беспорядков не было, и никто не попытался бежать. На вторые сутки после крушения другой пароход Добровольного флота «Владивосток» заметил сигнал с мыса Крильон, забрал всех и доставил в Александровский пост. Не один из случаев гибели пароходов не сопровождался гибелью людей. Перевозка судами Добровольного флота подневольных колонистов реально активизировала процесс заселения Сахалина, сделала его массовым. С 1884 года осуществлялись весенние и осенние рейсы для перевозки мужчин. В марте 1883 года из Одессы на пароходе «Кострома» отправилась морем первая группа добровольно следующих жён и детей. В первое десятилетие работы Добровольного флота на линии Одесса – Сахалин морским путём на остров попадало в среднем до тясячи человек ежегодно. Меньше всего – в начале этой кампании, в 1880–1882 годах, всего по 500 человек в год. С начала 1890-х годов количество доставленных на остров морским путём возросло. Например, в 1893 году было перевезено 2 317, в 1894 году – 2 125 человек. Если рассматривать отдельные рейсы, то большим был осенний рейс 1893 года – 851 человек. Весенним рейсом 1902 года было перевезено более 880 человек. Среди добровольно следующих семей также выделяется 1893 год, когда было перевезено 161 супругов и 292 ребёнка. Смертность среди перевозимых на Сахалин была невысока. Среднее число умерших составляло 3–5 человек за рейс. Всего с 1879 по 1903 год на линии Одесса – Владивосток судами Добровольного флота было перевезено около 300 тысяч переселенцев и 980 тысяч тонн различных грузов.
Костанов А. Освоение Сахалина русскими людьми / А. Костанов. – Южно-Сахалинск, 1991. – С. 94; Кузнецов Д. Это было в июне… // Губернские ведомости. – 2001. – 15 июня; Ищенко М. И. Дорога на каторгу на кораблях Добровольного флота // А. П. Чехов и Сахалин: взгляд из XXI столетия : материалы междунар. науч.-практ. конф., 21–22 сент. 2010 г. / И. А. Самарин (сост.), Е. И. Савельева (сост.) [и др.]. – Южно-Сахалинск, 2011. – С. 81–87; Календарь знаменательных и памятных дат по Сахалинской области на 2014 год / сост. Н. Н. Толстякова. – Южно-Сахалинск, 2013. – С. 73–74; Добровольный народный флот. – Текст : электронный // Mil.Pres FLOT : [сайт]. – URL: https://flot.com/history/events/volunteers.htm (дата обращения: 15.05.2023).
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи