«Баскунчак» был построен в г. Турку (Финляндия) в 1949 г., с ноября этого же года стал эксплуатироваться Сахалинским морским пароходством. 18 февраля 1955 г. пароход стоял на рейде портпункта Красногорск под погрузкой. В его трюмы уже было загружено 2 696 тонн угля, когда капитан судна Зелянин Я. Г. принял решение взять на борт дополнительный груз леса для Холмского порта. Плашкоутами на судно было перевезено и погружено 96 кубометров брёвен, размещённых на палубе в районе 3-го кормового трюма. Хотя на палубе стояли специальные стойки для закрепления леса, брёвна грузили пачками и укладывали штабелями высотой 1,5 м. Согласно грузовой марке, присвоенной пароходу Регистром СССР, корабль мог принять на борт такое количество груза, при котором полное водоизмещение в солёной воде в зимнее время не должно превышать 4 640 тонн. При выходе судна из Красногорска замеры, снятые с меток углубления, показали среднюю осадку 5,7 м, что соответствовало водоизмещению 4 860 тонн. Таким образом, перегруз корабля составил 220 тонн. 20 февраля в 15 часов 30 минут местного времени корабль снялся с якоря. На борту находилось 45 человек экипажа и 4 пассажира, в том числе один ребёнок. При выходе капитан дал радиограммы в пароходство и Холмский порт, в которых сообщил, что намеревается совершить переход за 8,5 часа. В назначенное время пароход в порт не пришёл. В 24 часа с него была получена радиограмма с координатами местонахождения и о том, что ветер с берега усилился до 8 баллов. 21 февраля в 23.22 радиостанция пароходства приняла от Зелянина радиограмму с грифом «аварийная»: «Нахожусь около траверза Холмска 40 миль, волной срывает трюмные брезенты, смыло матроса Уткина. Судно не управляется». Через 20 минут поступило новое сообщение: «Ветром оборвало антенны, аварийная и приёмная антенны восстановлены. Главную восстановить невозможно, ветер 12 баллов, пурга, налипание снега». Начальник морской инспекции Глазычев рекомендовал выходить из циклона, для чего идти на юго-запад и попытаться укрыться под приморским берегом. С парохода сообщили, что радиограмму получили. На этом связь с пароходом прекратилась. К пути предполагаемого дрейфа «Баскунчака» был направлен морской буксир «Отпор», находящийся в том районе. Однако тому ничего найти не удалось. Ничего не обнаружили и начавшие летать утром 22 февраля самолёты. Поиски «Баскунчака» продолжались с 22 по 27 февраля. В поисковых работах принимали участие суда «Отпор», «Палана», «Алтай», «Лесогорск», «Днепропетровск», «Чита», «Охта», «Дмитрий Лаптев», «Комсомольск», «Норд-Ост», рыболовные сейнеры, самолёты военной и гражданской авиации. Первые находки судового оборудования парохода были в районе посёлков Калинино, Правда и города Холмска 25 февраля. Результат поисковых работ заставил считать пароход «Баскунчак» погибшим вместе с экипажем и пассажирами. Следственная комиссия, разбиравшая обстоятельства исчезновения и гибели судна, пришла к выводу, что главной причиной трагедии было грубейшее нарушение правил погрузки и перевозки грузов, которое привело к перегрузу корабля и его разгерметизации. Перегруз отрицательно сказался на манёвренности судна, уменьшив высоту надводного борта, из-за чего палуба подверглась более интенсивному заливанию волнами во время шторма. Штабеля брёвен разметало по палубе, они разбили лючины трюмов, открыв доступ воде, что привело к затоплению судна. 17 декабря 2018 г. в Холмске в малом сквере ОАО «Сахалинское морское пароходство» состоялась торжественная церемония открытия памятного знака погибшему экипажу парохода «Баскунчак».
Гапоненко К. Гибель парохода «Баскунчак» // Широкопадская рана. – Южно-Сахалинск, 2006. – С. 109–129; Самарин И. А. Летопись сахалинских кораблекрушений // Краеведческий бюллетень. – Южно-Сахалинск, 1996. – № 2. – С. 3–21; В Холмске открыли памятный знак экипажу парохода «Баскунчак». – Текст : электронный // Сахалин.инфо : электрон. период. изд. : [сайт]. – 2018. – 17 дек. – URL: https://sakhalin.info/news/162921 (дата обращения: 14.02.2019).
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи