Сахалинское морское пароходство (1945)

Сахалинское морское пароходство – это одна из старейших судоходных компаний Дальнего Востока, сыгравшая важнейшую роль в становлении и развитии островного региона после Великой Отечественной войны, осуществляющая грузопассажирские перевозки и связывающая Сахалин с Большой землёй. После включения в состав СССР Южного Сахалина и Курильских островов, освобождённых от японских милитаристов, перед правительством страны встал вопрос организации транспортных маршрутов, необходимых для обеспечения данных территорий продовольствием, товарами народного потребления, строительными материалами, производственным оборудованием. Доставить всё это можно было только морем. Кроме того, необходимо было перевезти с «материка» сотни тысяч переселенцев, которые начали бы строить на островах новую жизнь. Для выполнения этих задач 27 октября 1945 года руководство Наркомфлота СССР приняло постановление о преобразовании Николаевского-на-Амуре государственного морского пароходства (НГМП) в Сахалинское с переводом его управления в город Маока (ныне Холмск). Начальником был назначен Сергей Маркелов – прежний руководитель НГМП. В состав нового морского транспортного предприятия входили порты Холмск, Корсаков и Углегорск. Позднее были организованы порты в посёлке Тельновский и в г. Макарове. Помимо этого имелось десять портпунктов. Они размещались в Красногорске, Лесогорске, Поронайске, Шахтёрске и других прибрежных населённых пунктах Сахалина. Основу транспортного флота составляли суда, переданные Николаевским-на-Амуре и Дальневосточным пароходствами, а также трофейные. Все они работали на угле, а их техническое состояние оставляло желать лучшего. Сахалинское государственное морское пароходство не имело своих судоремонтных мастерских и вынуждено было отправлять пароходы на ремонт во Владивосток и Советскую Гавань. В 1951–1952 годах на балансе предприятия числилось 40 плавединиц общим дедвейтом свыше 100 тысяч тонн. В этот период флот Сахалинского морского пароходства пополнили первые серийные суда типа «Тисса», построенные венгерскими корабелами, а также польские суда типа «Донбасс» и финские лесовозы типа «Хасан» Одновременно велись работы по модернизации имевшихся пароходов, в том числе по установке гирокомпасов, эхолотов, радиолокаторов. Часть судов была переведена с твёрдого на жидкое топливо, что позволило увеличить среднюю скорость их движения. Благодаря проведённым мероприятиям с 1946 по 1955 год объём перевозок вырос в 2,6 раза. «Крайним», как говорят моряки, судном, работавшим на угле, из состава флота Сахалинского морского пароходства был выведен пароход «Ялта» в 1968 г. В целом на пополнение флота, оснащение его приборами, механизмами, портовое строительство в 1946–1958 годах государство выделило около 1 млн. рублей. Отчасти решилась и проблема с кадрами: в 1949 г. из Николаевска-на-Амуре в Холмск было переведено учебное учреждение, впоследствии переименованное в Сахалинское мореходное училище (сегодня это филиал Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского – Сахалинское высшее морское училище имени Т. Б. Гуженко). На судах Сахалинского морского пароходства трудились также выпускники мореходных школ и училищ Ленинграда, Одессы, Ростова-на-Дону, Астрахани, Батуми, Баку, Риги, Таллина, Владивостока. 3 сентября 1964 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по ускорению развития производительных сил Сахалинской  области». Одной из этих мер стало строительство морской железнодорожной переправы Ванино – Холмск. Её запуск был осуществлён в 1973 г. Новаторское для того времени решение о доставке на остров морем не грузов, ранее шедших по железной дороге, а, собственно, железнодорожных вагонов позволило максимально упростить процесс перевозки, сократить сроки доставки и сделать её удобной для грузовладельцев. В то же время на флоте Сахалинского морского пароходства начали разрабатываться и внедряться передовые методы труда (зональный, щекинский и т.д.). Активно развивалась соревновательная система, к примеру, за присвоение званий «Экипаж коммунистического труда» или «Лучший экипаж». В 1968 г. транспортному флоту Сахалинского морского пароходства – единственному в стране – было присвоено звание «комсомольско-молодёжное». А в 1976 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени. Высвободившиеся после запуска паромной переправы транспортные суда, ранее перевозившие грузы с материковой части России на Сахалин, стали осваивать новые направления. Сегодня они ходят на линиях Корсаков – Владивосток, Владивосток – Восточный – Корсаков, Владивосток – Восточный – Магадан, доставляют грузы по Северному морскому пути, осуществляют «северный завоз» потребителям Чукотского автономного округа, обслуживают экспортные перевозки в Китай, Республику Корея и Японию. Кстати, в середине 1980-х годов Сахалинское морское пароходство стало самостоятельно, а не через Всесоюзное объединение «СовФрахт», как было ранее, работать на мировом судоходном рынке. Именно в эти годы многочисленные российские и иностранные грузовладельцы познакомились с маркой SASCO. Большинство из них до сих пор составляет основную клиентуру компании. Безусловно, во все времена главным богатством Сахалинского морского пароходства были и остаются люди. В судоходной компании помнят и чтут имена дважды награждённого орденом Трудового Красного Знамени Сергея Камышова, Героев Социалистического Труда Игоря Грицука, Василия Былкова, Владимира Корскова и многих других, создававших историю не только Сахалинского морского пароходства, но и всего островного региона. Сахалинское морское пароходство, в 1992 г. поменявшее форму собственности и ставшее открытым акционерным обществом, продолжает играть значимую роль в обеспечении транспортной безопасности Сахалинской области, осуществляя морские каботажные перевозки и развивая торгово-экономические связи со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

 

Автор статьи: Суконникова Жанна Вадимовна – старший корреспондент газеты «Сахалинский моряк».

 

Список литературы:

В нашу гавань заходили корабли : [Холмск в истории... Холмск сегодня... / Л. В. Драгунова и др. ; сост.: М. И. Стрелова]. – Воронеж, 2015. – С. 9; Соколов Р. Имена на сердцах… // Сахалинский моряк. – Холмск, 2010. – 28 янв. – С. 2; Холмску – 120 : [Сборник / ред.-сост. Н. Афанасьев, А. Гарин]. – Южно-Сахалинск, 1990. – С. 109, 115.

 

Дата публикации статьи

Дата обновления статьи

MySQL статистика (6)
Query Rows Time Cached
SELECT items.id, items.parent_id, items.title, items.is_hidden_in_menu, items.sort_order, items.href, menus.code as menu_code, menus.use_code_in_links as menu_code_in_links, blocks.id as block_id, blocks.code as block_code, blocks.description, blocks.content, blocks.template, blocks.block_type, f.id as image_id, f.disk_name as image_path FROM admin_menu_items as items LEFT JOIN admin_menus as menus ON menus.id = items.menu_id LEFT JOIN admin_text_blocks as blocks ON blocks.id = items.text_block_id LEFT JOIN db_files as f ON f.master_object_id = items.id AND f.master_object_class = 'Admin_MenuItem' AND f.field = 'image' WHERE items.is_hidden is null ORDER BY items.parent_id, items.sort_order 4 0.000666 false
SELECT seo_settings.* FROM seo_settings ORDER BY id desc LIMIT 0, 1 1 0.000224 false
update seo_settings set individual_seo_settings = 'a:0:{}' - 0.000109 false
SELECT (select group_concat(db_files.name ORDER BY 1 SEPARATOR ', ') from db_files where db_files.master_object_id = events_events.id and (master_object_class='Events_Event' and field='image')) as image_calculated, events_events.* FROM events_events WHERE (events_events.id = '431') LIMIT 0, 1 1 0.000512 false
SELECT db_files.* FROM db_files WHERE (db_files.master_object_id = '431') AND (db_files.master_object_class='Events_Event' and field='image') ORDER BY id 1 0.000168 false
SELECT admin_module_settings.* FROM admin_module_settings WHERE (admin_module_settings.module_id='admin') AND (admin_module_settings.form_id='default') LIMIT 0, 1 1 0.000299 false