После окончания войны с Японией в сентябре 1945 года на Южном Сахалине наравне с восстановлением экономики, отраслей промышленности, насущной необходимостью было развитие социальной сферы, в которой важнейшая роль отводилась созданию системы школьного образования. В сентябре 1945 г. в аппарате Южно-Сахалинского Управления по гражданским делам был создан отдел народного образования, который возглавил полковник В. Е. Павлов. На территории Южного Сахалина до 1945 года работали японские школы – начальные, семилетние и средние. Русских школ не хватало, не хватало оборудования, учебников, учителей. В течение 1945/1946 учебного года было открыто 2 русские школы. Учительские коллективы формировались в основном из учителей, прибывших с Северного Сахалина, и демобилизованных военных, которым требовалось обучение и повышение квалификации. 22 февраля 1946 г. Южно-Сахалинским управлением по гражданским делам был издан приказ о необходимости повышения квалификации учителей русских школ, переподготовки учителей-японцев и организации корейских школ. В соответствии с этим приказом был организован Институт усовершенствования учителей со штатом 30 сотрудников, который начал работу 1 марта 1946 г. Институт стал подразделением областного отдела народного образования, располагался в помещении бывшего пансиона японского учительского института. Сотрудники приступили к формированию учебных программ для проведения курсов повышения квалификации и переподготовки учителей. Советом Министров РСФСР было принято распоряжение № 2394-р от 10 октября 1946 г. о создании ИУУ с 1 ноября 1946 г. как самостоятельного образовательного учреждения. Задачами института стали: организация курсов повышения квалификации для учителей русских школ и работников народного образования; проведение семинаров и разработка методических указаний к учебным программам; изучение и распространение опыта лучших педагогов; для корейских и японских учителей – проведение курсов по переподготовке; пересмотр программ японских школ и учебников. Первым директором института стала старейший преподаватель Сахалина З. И. Дубинина. В феврале 1947 г. институтом был проведён первый областной семинар директоров японских школ, заведующих и инспекторов роно. Институт стремился к тому, чтобы в области работали учителя, демонстрирующие высокий уровень работы. Уже в 1949 году 175 передовых учителей области были награждены орденами и медалями СССР. 1955 год стал в истории института годом проведения первых областных Педагогических чтений. В последующие годы институт принимал участие в реализации программ реформы школьного образования, перевода школ на новые программы обучения, что требовало перестройки научно-методической работы, создания системы опорных школ в районах для оказания практической помощи учителям. В школах работали выездные теоретические семинары, обобщался и внедрялся в практику работы передовой опыт педагогов страны и области. За годы работы институтом созданы документы – методические разработки, которые являются автографами своего времени. В 1990 году в институте была образована кафедра психологии и педагогики, по постановлению губернатора области открыты лицейские классы, известные как Восточный лицей, как экспериментальная площадка, где реализовывались общеобразовательные учебные программы для старших классов, затем для учеников 1–11 классов. Лицей, просуществовал до 2009 г. и считался одним из самых престижных учебных заведений. В 2010 году институт был реорганизован и переименован в Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Сахалинской области» (ИРОСО). Началась организационная работа по перестройке работы института, его структуры. Создавались новые подразделения – отделы, центры, кафедры, разрабатывалась нормативно-правовая база; велась кадровая работа, подготовка к лицензированию и аккредитации в его новом статусе. На новый уровень вышла научно-методическая и инновационная работа. Для слушателей созданы условия и возможности для освоения дополнительных профессиональных программ. Обучение осуществляется по очной и очно-заочной формам с применением дистанционных технологий, индивидуальных учебных планов. Институт остаётся центром научно-методической деятельности региона и центром повышения квалификации и переподготовки работников образования. Реализация программ повышения квалификации направлена на совершенствование или получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности. Управление деятельностью института осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными законодательными актами Российской Федерации и Сахалинской области, Уставом института. Непосредственное руководство деятельностью института осуществляет ректор Крылова А. А.
Летопись Южно-Сахалинска, 1882–2017 : история города со времени основания до наших дней… / авт.-сост. А. Т. Кузин. – Изд. 3-е, доп. и перераб. – Южно-Сахалинск, 2019. – С. 129 : портр.; Драгунова Л. В. Из истории народного образования Сахалинской области 1947–2017 гг. // Сахалинское образование – вехи большого пути. – Южно-Сахалинск, [2017]. – С. 24–35; Гринько Л. Н. Целая жизнь в 70 лет… // Сахалинское образование – вехи большого пути. – Южно-Сахалинск, [2017]. – С. 36–54; Симонова Л. В. Сахалинский областной институт усовершенствования учителей – центр науки и передового педагогического опыта // Сахалинское образование – XXI век. – 2002. – № 1. – С. 9–14.
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи