Морской порт Невельск расположен на юго-западном побережье острова Сахалин, в южной части Татарского пролива, в черте одноименного города, названного в честь адмирала Г. И. Невельского. Входит в состав Сахалинского отделения ФГУП «Росморпорт». История создания и развития морского порта Невельск берёт свое начало в 1916 году, когда началось строительство морского порта Хонта на территории южной части острова Сахалин, находившейся под юрисдикцией Японии, которая активно осваивала территорию, полученную в результате поражения России в русско-японской войне 1904–1905 гг. Айнское поселение Понто‐Кэси (Маленькое Озеро) было переименовано японцами в Хонто и стало центром городской волости в уезде Маока губернаторства Карафуто. Префектура Хонто была самой маленькой по сравнению с другими, а сам Хонто был небольшим рыбацким посёлком. Рост Хонто начался в 1916 году с началом строительства порта. В 1915 г. губернатором Окада Бундзи было принято решение перестроить бухту в морской порт. Были проведены необходимые исследовательские работы и инженерные изыскания, через год началось строительство, которое велось непрерывно в течение десяти лет. Сложности в строительство вносили гидрологические условия – строительство приостанавливалось из-за сильных ветров, приливов и отливов, изменявших уровень воды в бухте. 5 лет ушло на строительство волнолома (1920–1925), предназначенного для защиты акватории морского порта от волн и течений. В 1927 г. порт Хонто был включён в состав действующих японских морских портов. В 1945 году после освобождения Южного Сахалина и Курильских островов советскими войсками от японских милитаристов морской порт Хонто приказом Наркомрыбпрома СССР от 22.09.1945 был передан в ведомственное подчинение Главсахалинрыбпрома в целях переработки рыбопродукции и последующей транспортировки. 5 июня 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Хонто был переименован в г. Невельск, который стал центром новой административной единицы Южно-Сахалинской области – Невельского района. 10 июня 1946 г. постановлением Совета Министров СССР за № 1 204 на базе невельского рыбопромышленного района был образован Невельский морской рыбный порт. В первый год было вручную переработано 45,1 тыс. тонн грузов, численность грузчиков составляла более 300 человек. В 1946 г. началось массовое заселение Южного Сахалина выходцами из западных регионов страны. Росла потребность в продуктах питания, строительных материалах. Через порт Невельск завозился крупный рогатый скот, свиное поголовье, регулярно шли караваны с хлебом. Были построены мощной холодильник, склад ГСМ, складские помещения, собственная электростанция, цех рыбообработки. Порт имел свой маломерный флот – катера, плашкоуты, а три его земкаравана сооружали порты в Холмске, Корсакове, Поронайске, Северо-Курильске, Южно-Курильске. Создавалась портовая линия для Невельской базы тралового флота (НБТФ). На свои средства моррыбпорт возводил капитальное жильё, содержал детский летний лагерь «Сокол», собственную базу отдыха. В порту было три причала, способных принимать суда водоизмещением до 5 тысяч тонн. Предприятие занималось грузообработкой, хранением нефти по договору с ЗАО «Петросах». Для этого был произведён испытательный ремонт базы ГСМ за счёт собственных средств, укрепление гидротехнических сооружений порта. На территории порта базировалась таможенная и пограничная службы, морская инспекция по охране биоресурсов, другие подразделения. В настоящее время порт Невельск – это незамерзающий морской рыбный порт, навигация круглогодичная. Площадь территории морского порта 91,29 га, площадь акватории морского порта 2,25 км2, 27 причалов, длина причального фронта морского порта 2 887,8 пм, пропускная способность грузовых терминалов 1 197,059 тыс. тонн в год, пропускная способность пассажирских терминалов 13 284 пассажиров в год. В состав порта входят морские терминалы: Южно-Курильск, Крабозаводск, Малокурильск, Курильск и Северо-Курильск. Перспективы развития морского порта связаны с дальнейшим строительством объектов портовой инфраструктуры морского порта Невельск. В частности, планами ФГУП «Росморпорт» предполагается реализовать проект реконструкции операционной акватории, морского подходного канала, средств навигационного обеспечения и системы управления движением судов. Реконструкция объектов и доведение глубины акватории морского порта до 9,3 метров позволят обрабатывать суда осадкой до 7 м и водоизмещением до 15 тыс. регистровых тонн.
Загуменская А. У гавани есть будущее : В Невельский морской порт будет вложено 4 млрд. рублей // Губернские ведомости. – 2014. – 19 марта; Морские ворота нового губернаторства // Сахалин и Курилы в прошлом и настоящем. – Южно-Сахалинск, 2015. – Кн. 2. – С. 217–225 : ил.; Диденко С. Мы наш, мы новый порт построим : градообразующее предприятие Невельска можно не только восстановить после землетрясения, но и дать ему перспективу развития / С. Диденко ; беседовал А. Лашкаев // Советский Сахалин. – 2007. – 6 окт.; Календарь знаменательных и памятных дат по Сахалинской области на 2006 год / сост. Т. В. Колесникова. – Южно-Сахалинск, 2005. – С. 42–43; Коваленко И. С чего начинался порт // Невельские новости. – Невельск, 1992. – 13 февр.; Морской порт Невельск. – Текст : электронный // Росморпорт : Федеральное государственное унитарное предприятие : [сайт]. – URL: https://www.rosmorport.ru/filials/shl_seaports/ (дата обращения: 24.08.2020).
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи