Мыс Крильон – самая южная точка полуострова Крильон и всего острова Сахалин. Название было дано в честь французского военачальника Луи-Бальбес де Крильона великим французским мореплавателем Жаном-Франсуа де Лаперузом. Крильон долгое время находился ввиду своей географической близости под влиянием Японии, пока окончательно вся территория Сахалина не стала принадлежать России, однако это не мешало японцам производить лов рыбы в непосредственной близости от берегов, приставать к берегу, производя там ремонтные работы. Мыс Крильон являлся весьма опасным местом для судов, перевозивших различные грузы в Корсаковский пост. Так возникла необходимость строительства на мысе маяка для безопасности движения кораблей. Астрономический пункт на Крильоне был определён ещё в 1867 году лейтенантом Старицким, а в 1883 году было начато строительство маяка. Работы длились 35 дней тридцатью ссыльнокаторжными. Маяк был оснащён осветительным аппаратом с 15 аргоновыми лампами и отражателем, кроме того, был поставлен 20-пудовый колокол и двухфунтовая пушка. Свет маяка был виден на расстоянии 15 миль. В начале 90-х годов XIX века на Сахалине назрела острая необходимость строительства новых маяков и створных знаков. Это было вызвано плачевным состоянием маяков и появлением новых усовершенствованных маячных систем. Для установки нового маяка на мысе Крильон было выбрано место в 22 саженях к северу от старого. Учитывая специфику плавания в проливе Лаперуза, было решено работу старого маяка не прекращать, а новый строить рядом. Работы по строительству маяка начались в 1894 году. Руководил ими главный строитель маяков Восточного океана инженер-подполковник К. И. Леопольд, построивший до этого несколько маяков на Чёрном и Азовском морях. В августе 1894 года на мыс Крильон прибыли десятники Шипулин и Яковлев с 25 рабочими-корейцами. Первым делом была проложена узкоколейная железная дорога длиной около 200 метров от западного берега мыса до строительной площадки для подвоза материалов на двух вагонетках. Весь строительный материал, за исключением бутового камня, добываемого здесь же, на мысе, доставляли морем. Количество рабочих на строительстве доходило до 150 человек. К весне 1896 года было закончено строительство башни, жилых помещений, здания для установки сирены и началось монтирование осветительного аппарата, изготовленного французской фирмой «Барбье и Бенард». 1 августа того же года осветительный аппарат был установлен и отрегулирован. В помещении, расположенном на самой южной точке мыса Крильон, была смонтирована новая пневматическая сирена с керосиновым двигателем производства английской фирмы «Кантер, Харл и Ко». Большую помощь в установке осветительного аппарата и сирены на Крильонском маяке инженеру К. И. Леопольду оказывал смотритель Р. И. Шульганович, проработавший в должности с 1894 по 1896 год. Рядом со зданием сирены размещалась специальная сигнальная пушка образца 1867 года для переговоров с судами по Своду международных сигналов и подач штормовых предупреждений. Здесь же был установлен резервный «туманный колокол», который, в случае неисправности сирены, должен был подавать сигналы во время тумана. Колокол для маяка был заказан в 1895 году смотрителем Р. И. Шульгановичем. Он имел размеры 105х85 см, по своду в верхней его части шла надпись старославянской вязью: «Отлит Гатчинским заводом А. С. Лаврова в 1895 году. Вес 30 пудов 20 фунтов» (488 кг). Барельефы в средней его части изображали Александра Невского и Марию Магдалину. Построенный Крильонский маяк представлял собой восьмигранную башню в 2,5 кирпича, высотой 15 метров, совмещённую с жилыми постройками. Цвет башни красный, с белым остроконечным куполом. Огонь маяка – белый постоянный с красным лучом в 20 градусов, направленным на скалу Камень Опасности. Дальность действия огня составляла 18 миль. Поворотный механизм, вращающий устройство для подачи световых сигналов, устроен по принципу часового и приводился в действие гирей 150 килограммов. С начала 1897 года обслуживающий персонал во главе со смотрителем Григорием Палговским приступил к работе на новом маяке. В связи с началом в 1904 году русско-японской войны численность маячной команды была увеличена до 15 человек. 26 июня 1905 года японцы высадили десант и захватили маяк. Они дали мысу название Ноторо-мисаки, а маяку – Ниси-Ноторо-мисаки. В 1907 году на маяке была установлена новая пневматическая сирена. В июле 1909 года на мысе Крильон была открыта метеостанция. 25 августа 1945 года город Отомари (ныне Корсаков) был освобождён от японцев. В 1952 году маяк электрифицирован. Для электропитания были установлены 2 дизель-электрических генератора мощностью по 10,6 кВт. В 2006 году чердачная крыша маячно-технического здания со встроенной башней была заменена плоской совмещённой крышей. Маяк Крильон находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.
С морем повенчанный : городу Невельску – 150. – [Южно-Сахалинск ; Владивосток], 2004. – С. 22 : ил.; Самарин И. А. Русские маяки Сахалина // Маяки Сахалина и Курильских островов : ист. очерк / И. А. Самарин. – Южно-Сахалинск, 2005. – С. 5–31 (18); Хроника истории Невельска и Невельского района (1854–2004). – Невельск, 2005. – С. 7; Календарь знаменательных и памятных дат по Сахалинской области на 2019 год / сост. Доровских Е. С. – Южно-Сахалинск, 2018. – С. 201–202 : фот.; Шухин Ю. Маяк Крильон. – Текст : электронный // Маяки СССР : ист.-техн. справки : [сайт]. – URL: http://mayaki-sssr.spb.ru/mayaki-dalnii-vostok/463/ (дата обращения: 20.01.2023).
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи