12 апреля 1928 года был создан Сахалинский окружной дорожный отдел. Население области к тому времени составляло 12 тыс. человек, автодорог почти не было, а те, что строились ссыльнокаторжными предназначались для гужевого транспорта. В 1938 года на острове насчитывалось уже 217 автомобилей, было проложено 275,5 км естественно-грунтовых дорог, 141,0 км – грунтово-профессиональных, 42 км – грунтово-улучшенных добавочных. Несмотря на значительную протяжённость дорог, автогужевое движение в Сахалинской области (Северный Сахалин) было почти невозможно. Связь районов с областным центром (г. Александровском) осуществлялась всевозможными средствами, вплоть до пеших передвижений. Только Кировский район был связан с Александровском единственной гравийной дорогой длиной 57 км, выстроенной Отделом шоссейных дорог (ОШОСДОР) в 1936 году, по ней и осуществлялось движение автомобильного транспорта. Постановлением президиума облисполкома от 18 июня 1938 года на севере острова был создан областной дорожный отдел Сахоблисполкома. Начальником облдоротдела был назначен Николай Емельянович Хорун. На 1 января 1939 года в области имелось 250 автомашин. Передвижение на всей территории Северного Сахалина в основном осуществлялось на лошадях, а в черте города на автомашинах. В отдельных районах и в зимнее время перевозки осуществлялись на оленях и собаках. Регулярное автомобильное движение было возможно по гравийной дороге Александровск – Дербинск протяжённостью 60 км и частично по грунтовым дорогам: Александровск – Красный Яр, Дербинск – Зональное, Дербинск – Усково. Для обслуживания автомобильных дорог Северного Сахалина 3 июня 1939 года была образована машинно-дорожная станция (МДС) № 84, директором которой с момента образования по 2 февраля 1941 года был Николай Тарасович Евдокимов. После освобождения Южного Сахалина для руководства дорожными работами, проводимыми в районах, в феврале 1946 года был образован областной дорожный отдел в Южно-Сахалинской области, который возглавил Александр Павлович Набоков. В 1947 году областной дорожный отдел на Северном Сахалине был объединён с дорожным отделом при Южно-Сахалинском областном управлении по гражданским делам, а в 1953 году – с областным автомобильным управлением (решение облисполкома от 30 июня 1953 года). По приказу Сахалинского облдоротдела № 10 от 11.03.1947 года МДС-84 была перебазирована в южную часть Сахалина (в посёлок Ильинский Томаринского района), где она действовала до 1958 года и содержала автодорогу от Ильинского до Холмска. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 марта 1960 года и в соответствии с распоряжением облисполкома от 30 марта 1960 года дорожный отдел преобразован в Управление строительства и ремонта автомобильных дорог исполкома областного Совета депутатов трудящихся (Сахоблдоруправление). Начальником был назначен П. И. Говоровский, затем были П. Г. Грицук, А. И. Овечкин, П. И. Роговской. В 1962 году началось строительство автодороги Южно-Сахалинск – Корсаков. С 1966 по 1970 год дорожниками было построено 21,5 км магистральных трасс с асфальтобетонным покрытием, 12 железнодорожных мостов общей протяженностью 297 м. Управление строительства и ремонта автомобильных дорог неоднократно реорганизовывалось, меняло название и руководителей. С 1973 по 1987 год – Сахалинское хозрасчётное производственное управление строительства и эксплуатации автомобильных дорог (Сахалинавтодор) В 1987 году Сахалинавтодор переименован в областное проектно-ремонтно-строительное объединение автомобильных дорог Министерства автомобильных дорог РСФСР (избран начальником В. А. Омелечко). В 1990 году объединение было ликвидировано и создано Управление дорожного фонда, начальником назначен В. Н. Пулинец. За период с 1991 по 2011 год Управление ещё четыре раза меняло своё название. В 1991 году управление дорожного фонда было переименовано в Сахалинское областное управление автомобильных дорог (Сахалинавтодор). В 1994 году Сахалинавтодор переименован в управление автомобильных дорог администрации Сахалинской области, в 2001 году - в управление автомобильных дорог Сахалинской области. С 2004 года управление автомобильных дорог Сахалинской области реорганизовано в областное государственное учреждение «Управление автомобильных дорог Сахалинской области», с 22 марта 2011 года путём изменения типа существующего ОГУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» создано государственное казённое учреждение «Управление автомобильных дорог Сахалинской области», которое возглавил А. С. Волончук. С 2019 года руководителем ГКУ "Управление Сахалинавтодор" является В. П. Думанский.
Календарь знаменательных и памятных дат по Сахалинской области на 2018 год. – Южно-Сахалинск, 2017. – С. 38–39; Сафонов Я. Пути, которые мы выбираем // Советский Сахалин. – 2008. – 12 апр. – С. 2; Борисова И. Дороги, которые мы выбираем // Губернские ведомости. – 2003. – 17 апр. – С. 11; Путеводитель по фондам Государственного архива Сахалинской области. – Южно-Сахалинск, 1995. – С. 173–174; ГКУ "Управление Сахалинавтодор". – Текст : электронный // Rusprofile.ru : [проект]. – URL: https://www.rusprofile.ru/id/1844048 (дата обращения: 09.11.2022).
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи