Мария Антоновна Кржижевская родилась в 1854 году. Окончила училище при Санкт-Петербургской Калининской больнице и получила звание повивальной бабки. После неудачного замужества отказалась от своей части наследственного имения и осенью 1885 года добровольно уехала на Сахалин в селение Рыковское (ныне Кировское). Работала в аптеке и в лазарете в качестве фельдшера. Состояла в «Императорском Православном Палестинском Обществе». Помогала основанию Рыковской метеостанции и со дня её основания заведовала ею вплоть до своей смерти (1886–1892). Принимала активное участие в становлении и обустройстве Рыковской церкви Казанской Божьей Матери. Организовала своеобразный ботанический сад из цветов и растений Сахалинской области. В своих дневниках и письмах о ней писал И. П. Ювачёв (литературный псевдоним Миролюбов), который был сослан на сахалинскую каторгу по политическим мотивам. Собственно, из политически неблагонадёжных граждан да административного аппарата и состояла сахалинская интеллигенция, которая привлекалась к работам, связанным с образованием и культурной деятельностью. И, конечно, Мария Кржижевская была частью этой культурной прослойки сахалинского сообщества. Очень много помогала местным поселенцам и каторжным. За занятия тайной благотворительностью её называли «сахалинская ходатаица». И. П. Ювачёв об этом в своей книге рассказывает так: «Работая в аптеке, где её осаждала масса приходящих больных, мужчин и женщин, Мария Антоновна внимательно прислушивалась к разговорам. Она знала каждую женщину по имени, знала их семейное положение, их болезни и нужды, не раз обращалась к начальнику округа с просьбами о помощи для своих пациентов. Но делала это секретно, так же как давала им деньги тайно, через какого-нибудь посредника». Кржижевская, такая рачительная, когда дело касалось общественных интересов или других людей, была удивительно скромным человеком. «Отдавая так много внимания, времени и своих заработанных денег другим, эта удивительная труженица мало занималась собой. Её скромные костюмы обличали свою ветхость зачиненными прорехами. В небольшой квартире стояла простая некрашеная мебель. Она имела обед, по выражению подруги, хуже, чем у каторжных… Наше знакомство началось уже в то время, когда у неё обнаружились явные признаки чахотки, – рассказывает И. П. Ювачёв в своей книге. – Бледная, с впалыми щеками, с горящими тёмными глазами, она постоянно покашливала. Военный врач Тымовской команды давно сосчитал ей минуты, но она всё ещё крепилась и, пересиливая своё недомогание, продолжала работать с прежней энергией. Так продолжалось 4,5 года. В последнее время Мария Антоновна, несмотря на мучащий её кашель, водянку и язвы на ногах, продолжала аккуратно ходить на работу в аптеку и больницу. Однажды утром она пришла к своим больным, но вдруг почувствовала острую боль в груди и со стоном опустилась на стул… Через три дня непрерывного страдания, в июне 1892 г., её не стало». Похоронена на кладбище с. Рыковское (ныне с. Кировское), на могильном кресте указаны даты рождения и смерти: 23 января 1854 года – 8 июня 1892 года, а неизвестный автор в некрологе написал: «Бывало, ночью с фонариком идёт не одну версту по мокрым местам на роды. Промокнет до пояса, устанет, и тем не менее приходит и завтра, и послезавтра, и так целую неделю…». «Похороны этой исключительной женщины на Сахалине собрали всё село Рыковское. Каждый считал себя счастливым оказать покойной то или иное внимание. От начальника до последнего каторжника – все понимали, что Тымовский округ лишился самого дорогого человека, служившего не из-за денег и не ради каких-либо личных выгод для себя, а единственно ради простой идеи – помочь несчастным… Как бы в дополнение деятельности Марии Антоновны на Сахалине оставшееся после неё небольшое имущество всё было роздано бедным… Величая покойницу своей матерью, некоторые простодушные люди чуть ли не боготворили её, как святую» – так заканчивает свой рассказ о жизни М. А. Кржижевской автор сахалинских воспоминаний. В селе Кировском сохранилась её могила, а в Сахалинском краеведческом музее выставлен барометр, находившийся в её квартире и переданный в музей учителем истории Тымовской средней школы К. И. Гета.
Письмо Б. О. Пилсудского профессору Д. И. Литвинову / предисл., публ. док. и коммент. В. М. Латышева // Краеведческий бюллетень. – Южно-Сахалинск, 1991. – № 1. – С. 28–32 (32); Миролюбов И. Святая женщина // Тымовский вестник. – Тымовское, 2000. – 3 июня; Кудрявцева Г. Н. О ней писали А. П. Чехов и И. П. Миролюбов // II Рыжковские чтения : материалы науч.-практ. конф. (Южно-Сахалинск, 19 сент. 2001 г.) / сост. Г. М. Нефедова. – Южно-Сахалинск, 2003. – С. 36–46 (43); Кудрявцева Г. Н. Иван да Марья на каторжном Сахалине // Филологический журнал. – Южно-Сахалинск, 2012. – № 19. – С. 208–214; Календарь знаменательных и памятных дат по Сахалинской области на 2014 год / сост. Н. Н. Толстякова. – Южно-Сахалинск, 2013. – С. 11–13; Драгунова А. Жизнь на ветру // Слово. – Южно-Сахалинск, 2018. – № 11. – С. 31–36 : фот.; Семенкова В. Гражданский подвиг «Сахалинской ходатаицы». Мария Антоновна Кржижевская. – Текст : электронный // Музеи Сахалинской области : [сайт]. – 2019. – URL: http://sakhalin-museums.ru/event/11749/ (дата обращения: 01.02.2023).
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи