Безопасность и регулярность полётов гражданской авиации в российском небе обеспечивает ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в РФ». В небе над Дальним Востоком России на площади около 2,5 миллиона квадратных километров ответственность за обслуживание воздушного движения возложена на филиал «Аэронавигация Дальнего Востока». Сахалинский центр обслуживания воздушного движения (ОВД) как составная часть филиала «Аэронавигация Дальнего Востока» осуществляет аэронавигационное обслуживание над территорией острова Сахалин, южной частью Курильской гряды, над акваториями Тихого океана, Охотского и Японского морей. Площадь района ответственности составляет около 1 миллиона кв. километров. Обслуживание воздушного движения над островами предоставляют, кроме Южно-Сахалинска, 5 отделений (Оха, Ноглики, Шахтёрск, Курильск на Итурупе и Менделеево на Кунашире). Управление воздушным движением – это сложный механизм, работа которого чаще всего скрыта от глаз пассажиров. И мало кто знает, что техническим обеспечением аэронавигации и непосредственным управлением воздушным движением над островами занимаются около 320 сотрудников центра, около 180 из них – в Южно-Сахалинске. Специалисты обеспечивают работу 70 радиотехнических объектов – радиолокационных комплексов, пеленгаторов, радиотехнических систем посадки воздушных судов, систем радионавигации, передающих и приёмных центров авиационной связи. Руководит центром с момента его основания Иван Васильевич Аверьянов. На вооружении специалистов – лучшие в мире приборы для безопасного сопровождения воздушных судов в небе. На смену опытному поколению приходит молодое, задача которого – сохранить преемственность и традиции. 23 мая 1995 года свершилось знаменательное событие – вице-мэром Южно-Сахалинска М. М. Слепушкиным было подписано свидетельство о государственной регистрации предприятия за номером 250, этим документом был зарегистрирован Сахалинский центр ОВД, образованный как дочернее предприятие ГП «Дальаэроконтроль» (ныне «Аэронавигация Дальнего Востока») путём выделения служб движения и базы эксплуатации радиотехнического оборудования и связи (ЭРТОС) из состава аэропортов Южно-Сахалинск, Зональное, Ноглики, Шахтёрск, Александровск-Сахалинский, в дальнейшем и из курильских аэропортов Менделеево (Южно-Курильск) и Буревестник (Курильск). Практика создания дочернего предприятия на тот момент не имела прецедента в системе Росаэронавигации. Сахалинский центр ОВД создавался не на пустом месте. Ранее службы движения и ЭРТОС входили в состав Сахалинского объединённого авиаотряда. Во главе служб движения в разное время были В. А. Бекетов, А. Н. Мышегреб, В. П. Чахно, В. И. Катеба. Службу ЭРТОС рекордно длительное время возглавляли Ю. С. Сальников и А. П. Самарцев. Одна из первоочередных задач службы ЭРТОС – техническая эксплуатация средств радиотехнического обеспечения полётов и авиационной электросвязи, это аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства в части предоставления им информации от средств наблюдения, средств радионавигации и посадки, обеспечение авиационной электросвязью экипажей воздушных судов и органов обслуживания воздушного движения. За последние четверть века появились новые объекты, современное оборудование, которое позволяет работать ещё более надёжно. Сахалинский центр ОВД продолжает развиваться, постоянно обновляются средства наблюдения, навигации и средства связи, средства посадки воздушных судов. За последние годы появились новые комплексы автоматизации воздушного движения, которые расширяют возможности при управлении воздушным движением, позволяют прогнозировать конфликтные ситуации в полёте и своевременно принимать меры по их предотвращению. В этой службе на данный момент круглосуточно трудятся 159 инженерно-технических работников, в том числе на северных аэродромах и Курильских островах. Непосредственно воздушным движением управляют диспетчеры. Здесь, на вершине башни, где собирается вся информация о полётных планах и маршрутах воздушных судов, они несут круглосуточное дежурство. Курс, скорость, высота воздушного судна – эта информация отображается на мониторах современных автоматизированных систем управления воздушным движением. Диспетчер выполняет одну из самых важных функций – контроля. Для обеспечения безопасных интервалов между воздушными судами в воздухе и на земле он согласовывает маршруты прибытия и вылета, определяет очерёдность захода на посадку, взаимодействует с диспетчерами смежных секторов. Все 30 лет развития Сахалинского центра ОВД шла и продолжается активная работа по замене оборудования. Сначала сотрудничали с зарубежными партнёрами – фирмой ARINC, затем с отечественными изготовителями и поставщиками. За четверть века практически весь комплекс радиотехнического оборудования был заменён на современную аппаратуру. Сегодня здесь эксплуатируется сложное оборудование последнего поколения. Из года в год интенсивность воздушного движения над просторами Дальневосточного региона растёт. С завершением строительства нового аэровокзального комплекса и перрона главные воздушные ворота Сахалинской области смогли существенно повысить качество предоставляемых услуг и увеличить объёмы перевозок пассажиров и грузов. Поэтому требования к компетенции служб Сахалинского центра ОВД, а также всех служб аэропорта, обеспечивающих безопасность полётов, всегда будут оставаться на высоком уровне.
Герцен Е. 25 лет Сахалинскому центру ОВД! – Текст : электронный // Аэронавигация без границ : ист.-информ. портал : [сайт]. – URL: https://ecovd.ru/sng-goskorporacziya-po-orvd-v-rf/es-orvd-2001-2021/strukturnye-podrazdeleniya-gk-po-orvd/filial-aeronavigacziya-dalnego-vostoka/sahalinskij-czentr-ovd/ (дата обращения: 30.07.2024).
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи