Идея создания музея истории Сахалинской железной дороги принадлежала начальнику Сахалинской дороги Михаилу Заиченко. В создании музея принимали участие специалисты управления, семьи железнодорожников, представители Государственного архива Сахалинской области, Дома культуры железнодорожников. Директором стал почётный железнодорожник, бывший руководитель Южно-Сахалинского локомотивного депо Просёлков Юрий Аркадьевич. Торжественное открытие музея в Доме культуры железнодорожников состоялось 30 июля 2004 года. Он является уникальным как для ОАО «РЖД», так и для всей России. Ведь именно железнодорожная техника Сахалина является абсолютно уникальной и неповторимой, из-за особой истории развития дороги, специфичной узкой колеи, отличной от всей железнодорожной колеи Российской Федерации. В музее множество уникальных и интересных экспонатов – различные документы, униформа, системы связи и сигнализации – от колоколов до керосиновых фонарей и т. д. Поиск старой железнодорожной техники не прекращается ни на один день. В пополнении музейного фонда участвуют коллекционеры, любители старины, ветераны железной дороги. Одним из самых ценных экспонатов железнодорожного музея является паровоз «D51-22» постройки завода «Nippon Shario kk» (Япония) 1949 года. Всего за 1949–1950 годы для Южно-Сахалинской железной дороги в Японии было изготовлено и поставлено 30 паровозов серии D51 колеи 1 067 мм, которые работали на острове до начала 1970-х годов. Грузопассажирский паровоз «D51-22» был установлен на привокзальной площади Южно-Сахалинска в июле 1992 года. В августе 2005 года для посетителей открылась площадка натурных образцов железнодорожной техники в районе станции Южно-Сахалинск – Пассажирский. Среди них – гордость музея снегоочиститель «Вадзима» С/О 28, построенный в Японии в 1939 году. Снегоочиститель колеи 1 067 мм работал на Сахалине до конца 1980-х годов. Ширина полосы очищаемого снега при раскрытых крыльях – 4,35 м, дальность отброса снега – 15 м. Передан в музей в 2005 году. Ценным экспонатом музея является паровоз «4-78» постройки Новочеркасского локомотивостроительного завода им. С. М. Будённого 1937 года. Паровоз колеи 750 мм работал на острове с 1940 по 1945 год на вывозке угля с шахты, был обнаружен участниками туристско-краеведческого клуба «Пилигрим» в Александровск-Сахалинском районе у заброшенного поселения Агнево-Рудник. После реставрации в Южно-Сахалинском тепловозовагоноремонтном заводе в 2008 году паровоз был установлен на музейной площадке.
Иванова Р. Открылся музей истории СахЖД // Южно-Сахалинск сегодня. – 2004. – 3 авг. – С. 3; Островная магистраль : Сахалин. желез. дорога – 60 лет / текст: В. В. Горбунов, Н. В. Ипатьев, А. В. Тарасов. – Южно-Сахалинск ; Владивосток, 2006. – С. 47, 56, 121, 122 : ил.; Музей истории Сахалинской железной дороги // Ведомственные музеи Южно-Сахалинска : cправ. изд. / сост. Уткина А. П. [и др.]. – Южно-Сахалинск, 2011. – C. 20–23 : фот.; Горбунов В. Путём паровоза : за 70 лет Сахалинская железная дорога стала длиннее и шире // Губернские ведомости. – 2017. – 3 авг. – С. 12 : фот.; Летопись Южно-Сахалинска, 1882–2017 : история города со времени основания до наших дней… / авт.-сост. А. Т. Кузин. – Изд. 3-е, доп. и перераб. – Южно-Сахалинск, 2019. – С. 425; Музей истории Сахалинской железной дороги. – Текст : электронный // Инновационный дайджест : [сайт]. – URL: http://rzd-expo.ru/museums/sakhalin_railway_museum_of_history/ (дата обращения: 17.01.2023); Музей железнодорожной техники Сахалинской железной дороги. – Текст : электронный // ВОЛЖД : о-во любителей желез. дорог : [сайт]. – URL: http://volzd.ru/museum-sakhalinsk.html (дата обращения: 17.01.2023).
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи