Историю сахалинской и всей дальневосточной гражданской авиации принято отсчитывать с января 1930 года, когда экипаж М. В. Водопьянова совершил первый перелёт из центра Дальневосточного края Хабаровска в Александровск-на-Сахалине. Перелёт по маршруту Хабаровск – Сахалин протяжённостью 1180 километров был осуществлён 9 января на самолёте «Юнкерс Ф-13» с бортовым номером «СССР-127» и надписью «Добролёт». Он продолжался 11 суток с промежуточными посадками в Нижне-Тамбовском, Николаевске-на-Амуре, Охе. Маршрут перелёта готовился вместе с пилотом К. М. Ренкасом. На борту, кроме Михаила Водопьянова и бортмеханика Николая Аникина, находились начальник управления Дальневосточными воздушными линиями (ДВЛ) «Добролёта» А. С. Ривадин, секретарь Дальневосточного крайсовета Осоавиахима А. Г. Захаров, специальный корреспондент газеты «Тихоокеанская звезда» К. Волынский. Так была открыта первая дальневосточная почтово-пассажирская авиалиния Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Оха – Александровск-на-Сахалине. В то время на Дальнем Востоке наземных аэродромов не было, и первые годы приходилось летать на гидросамолётах. Регулярных рейсов также не было, и купившие билеты пассажиры подчас долго ждали самолёта. Цена билета в зимнее время – 350 рублей, в летнее время – 175 рублей. В 1930 году самолёты приземлялись на Сахалине в двух населённых пунктах – Александровске и Охе. Причём если в островной столице гидроаэродром был практически в черте города (в устье реки Большая Александровка), то посадочная площадка посёлка нефтяников находилась за его пределами – в бухте Уркт. В 1930 году удалось совершить 108 рейсов с материка в Александровск и Оху. По итогам работы в 1931 году планировалось увеличить число рейсов в 2,5 раза, а число самолётов – до пяти. В первый год существования этой трассы по указанным маршрутам летал только один самолёт, купленный в Германии «Юнкерс» с номером «СССР-127» на борту. В 1930-х годах к работе на северной части острова были привлечены лётчики Илья Мазурук и Карл Ренкас, бортмеханики Иннокентий Васильев и Варфоломей Скорятин. С 1933 года на Сахалин летали итальянские гидросамолёты С-55 «Савойя», купленные СССР для эксплуатации на Дальнем Востоке. Все самолёты были включены в состав 13-го транспортного авиаотряда, которым командовал И. П. Мазурук. Трасса Хабаровск – Оха – Хабаровск была первой дальневосточной трассой и сыграла в развитии дальневосточной авиалинии большую роль. Летать по ней было невероятно трудно, поэтому не случайно она была прозвана «трассой героев».
Календарь знаменательных и памятных дат по Сахалинской области на 2015 год / сост.: Н. Н. Толстякова, Чен Ден Сук. – Южно-Сахалинск, 2014. – С. 8–9; Вишневский Н. В. Сахалин и Курильские острова в годы Второй мировой войны : крат. энцикл. справ. / Н. В. Вишневский. – Изд. 3-е, доп. – Москва, 2016. – С. 34–35 : фот.; Пронякин К. А. Первые лётчики на Дальнем Востоке России: влетевшие в историю : (справочник, 196 биографий) / К. Пронякин. – Хабаровск, 2019. – С. 33–36 : ил., портр.; Воздушный рейс на Сахалин : зап. журналиста В. Волынского и воспоминания летчика М. Водопьянова : первая воздуш. пассажир. линия в Дальневост. крае: Хабаровск – Сахалин (Александровск-на-Сахалине), 10–16 янв. 1930 г. / авт. предисл., сост. К. А. Пронякин. – Хабаровск, 2020. – 94, [1] с. : ил.; Герцен Е. 75 лет на земле и в небе: хроники аэропорта. – Текст : электронный // Аэропорт Южно-Сахалинск : [офиц. сайт]. – 2020. – 2 сент. – URL: https://airportus.ru/news/post/3374/ (дата обращения: 25.07.2024); «Советский Сахалин», 1930-е : фотоальбом / коммент.: Ким Ок За, Н. В. Вишневский. – Южно-Сахалинск, 2023. – С. 9 : фот.; Лукоянова М. А. Становление авиасети на Северном Сахалине в 1929–1941 гг. – Текст : электронный // Кунсткамера : [электрон. журн.]. – 2023. – № 1 (19). – С. 103–111. – URL: https://journal.kunstkamera.ru/files/journal_kunstkamera/2023_01/09_lukoyanova.pdf (дата обращения: 30.05.2024).
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи