История аэропорта Южно-Сахалинск началась в 1945 г. После освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов гражданская авиация Сахалинской области получила новое развитие. С октября 1945 г. на военный аэродром «Осава», расположенный западнее посёлка Большая Елань, из Хабаровска в Южно-Сахалинск открылись регулярные полеты. Для открытия аэропорта в г. Южно-Сахалинске в областную столицу были направлены авиационные специалисты Дальневосточного управления Гражданского воздушного флота (ГВФ) капитан К. И. Бичун и старший лейтенант К. И. Полозов, который был назначен первым начальником аэропорта. В мае 1946 г. в Южно-Сахалинский аэропорт был направлен пилот Лосенков с самолётом По-2. Для организации авиаперевозок на территории аэродрома в двухэтажном здании была открыта билетная касса и ресторан. В аэропорту были созданы: служба управления воздушным движением и служба связи; инженерно-авиационная служба; служба спецтранспорта и служба горюче-смазочных материалов (ГСМ) для заправки самолётов. Аэропорт связал воздушными трассами Южно-Сахалинскую область с Хабаровском, Александровск-Сахалинским, Охой и Курильскими островами. Только за первое полугодие 1946 г. ежемесячные авиаперевозки составили около 1 000 пассажиров и 95 тонн груза и почты. В сентябре 1947 г. произошло объединение аэропорта «Южно-Сахалинск» и 198-го летного отряда. В оперативное подчинение командира лётного отряда вошли аэропорты и посадочные площадки Сахалинской области (Александровск-Сахалинский, Оха, Кировское, Шахтерск, Ноглики, Виахту, Трамбаус, Рыбновск и др.). К этому времени руководство аэропорта поменялось, на смену Полозову пришёл И. С. Лавров, который руководил предприятием с 1947 г. до июля 1950 г. На базе авиазвеньев самолётов Ли-2 (Южно-Сахалинск) и По-2 (Александровск-Сахалинский, Кировское и Оха) в Сахалинской области 15 июня 1947 г. был создан 38-й авиатранспортный отряд ГВФ СССР, первым командиром которого был назначен М. И. Приходовский. В 1950 г. 38-й авиатранспортный отряд был реорганизован и на его основе создано 24-е авиатранспортное звено. Именно летчики 24-го звена проложили первую воздушную трассу на Курильские острова. Во второй половине 1950-х гг. авиаотряд значительно укрепил свою материальную базу, в его распоряжение поступили самолёты Ил-14 и вертолёты Ми-1 и Ми-4. В 1951 г. начальником аэропорта г. Южно-Сахалинска работал В. Г. Хандожко. Аэродром «Южно-Сахалинск» был подготовлен к приёму самолётов Ил-12, на которых появилась возможность выполнять пассажирские перевозки из Южно-Сахалинска в Москву. Полётное время составляло около 28 часов. Полёт выполнялся по маршруту Южно-Сахалинск – Хабаровск – Магдагачи – Чита – Улан-Удэ – Иркутск – Красноярск – Новосибирск – Омск – Свердловск – Казань – Москва с дозаправками ГСМ и техническим обслуживанием после посадки в каждом аэропорту. 20 сентября на базе 38-го АТО ДВТУ ГВФ был создан 147-й лётный отряд ДВТУ ГВФ, в состав которого вошли экипажи самолётов Ил-12, Ли-2, Ан-2, Як-12 и По-2, базировавшиеся в аэропортах Южно-Сахалинск, Александровск-Сахалинский, Кировское и Оха. Командиром 38-го авиатранспортного отряда ГВФ СССР был назначен М. И. Алексашин. В 1952 г. начальником аэропорта г. Южно-Сахалинска был назначен Н. М. Гурарий. Помимо пассажирских перевозок авиаотряд оказывал большую помощь рыбакам в поисках рыбных косяков, патрулировании лесов, выполнении срочных санитарных заданий, переброске геологических партий, доставке грузов и оборудования. С 1956 по 1961 год аэропортом руководил В. Я. Стрелин. В 1958 г. в Большой Елани построили новое здание аэровокзала. Самолётный парк пополнился новыми машинами Ил-14, что позволило увеличить объём пассажирских перевозок. Ещё через год на остров прибыли новые четырёхмоторные самолёты Ан-10. Каждый из них мог вместить на борту сразу 100 пассажиров. И все же в Большой Елани старому аэропорту с его растущим пассажиропотоком становилось тесно. Потому было принято решение перенести главную воздушную гавань Сахалина в с. Хомутово. В 1963 г. был создан Южно-Сахалинский объединённый авиационный отряд (ОАО), его первым командиром назначен Ю. А. Лешуков, а командиром 147-го лётного отряда – В. А. Безукладников. 20 февраля 1964 г. новый аэродром Южно-Сахалинск в районе Хомутово был допущен к эксплуатации, а в старое здание заселилась автошкола. Аэропорт получил возможность принимать более современные самолёты Ан-10 и Ил-18, что значительно сократило время полёта на материк. С 1971 по 1985 г. руководство объединённым авиаотрядом осуществлял В. М. Гольцев. Авиапарк предприятия на этом этапе включал в себя самолёты Ан-2 и Ан-24, Ил-14, вертолёты Ми-1, Ми-2, Ми-4 и Ми-8. Особым для аэропорта Южно-Сахалинск стал 1990 г. Министерство гражданской авиации СССР приняло решение об открытии аэропорта для международных полётов. В 1993 г. аэропорт Южно-Сахалинск выделился из состава объединённого авиационного отряда. С 2001 г. руководителем аэропорта стал А. И. Лобкин. С 2007 по 2009 г. авиапредприятием руководил С. В. Гоев, с 2009 г. по ноябрь 2012 г. директором являлся А. П. Самойлов. В 2011 г. сдано в эксплуатацию новое здание аварийно-спасательной станции ведомственной пожарной охраны ФГУП «Аэропорт Южно-Сахалинск». В 2012 г. генеральным директором ФГУП «Аэропорт Южно-Сахалинск» назначен Н. С. Полонский. В 2015 г. в АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» введено в эксплуатацию здание нового багажного терминала. В 2016 г. завершена модернизация взлётно-посадочной полосы. Участок полосы длиной 2 200 м укреплён и расширен до 60 м. В декабре 2016 г. в АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» прошла реорганизация путём присоединения филиалов «Аэропорт Оха», «Аэропорт Ноглики», «Аэропорт Шахтерск» и «Аэропорт Зональное». В 2017 г. аэропорт получил разрешение на приём/выпуск широкофюзеляжного самолёта Boeing-747 и крупнейшего грузового воздушного судна Ан-124-100 (Руслан). 23 октября 2017 г. началось строительство нового аэровокзального комплекса. В 2018 г. аэропорт Южно-Сахалинска назван в честь писателя Антона Павловича Чехова. Новое имя для аэропорта Южно-Сахалинск сахалинцы выбрали в ходе народного голосования во время общероссийского конкурса «Великие имена России», организованного Общественной палатой РФ. В 2019 г. фасад аэропорта украсили портретом и цитатой А. П. Чехова.
Шарагова Е. К взлёту готов: как менялись воздушные ворота Сахалина // Губернские ведомости. – 2018. – 29 нояб. – С. 13 : фот.; Буданова О. Прошлый век аэропорта Южно-Сахалинска. Таким его помнят единицы. – Текст : электронный // АСТВ-информ : информационное агентство : [офиц. сайт]. – 2015. – 20 сент. – URL: https://astv.ru/city/sakhhistory/places2/malchishkoy-yavidel-aeroport-v-bolshoy-elani (дата обращения: 26.04.2019); Билега А. 50 лет: Аэропорт Южно-Сахалинск / текст: А. Билега, И. Лидовская ; фот.: С. Бриленков, А. Кузина, В. Журавлев // Особое мнение. – Южно-Сахалинск. – 2007. – № 9-10 (сент. – окт.). – С. 28–29 : фот.; Хроника аэропорта Южно-Сахалинск. – Текст : электронный // АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» : [офиц. сайт]. – URL: http://airportus.ru/o-kompanii/history/ (дата обращения: 26.04.2019); Фасад аэропорта Южно-Сахалинск украсили портретом и цитатой Чехова. – Текст : электронный // АО «Аэропорт Южно-Сахалинск» : [офиц. сайт]. – URL: http://airportus.ru/news/post/2987/ (дата обращения: 26.04.2019).
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи