До 1946 года основными средствами передвижения в областном центре являлись велосипеды, платформы на конной тяге и пароконные экипажи. Регулярное автобусное движение началось 20 марта 1946 г. по единственному маршруту – центральной улице города – улице Ленина. В период распутицы и во время зимних буранов движение общественного транспорта прекращалось. В 1947 г. в городе было уже пять автобусов и одно такси. В начале 1950-х автопарк города пополнился четырьмя новыми 24-х местными автобусами. Было введено движение по маршрутам: «Центр города – Парк культуры и отдыха»; «Ж/д станция «Южно-Сахалинск» (вокзал) – Владимировка – совхоз «Южно-Сахалинский»; «Центр города – парк культуры и отдыха – ул. Южная» (ныне пр. Победы). Маршрут «Южно-Сахалинск – Хомутово» был продлён до села Лиственничное. В 1953 г. городская автотранспортная контора разделилась на два автохозяйства – пассажирское и грузовое. В 1956 году город имел уже 57 автобусов. Летом 1956 г. началось автобусное сообщение с г. Холмском. 20 августа 1956 г. с привокзальной площади в первый рейс отправилось маршрутное такси до г. Корсакова. Со временем материальная база пассажирского автохозяйства укреплялась, повышалась интенсивность работы пассажирского автотранспорта, рос объём пассажирских перевозок. В 1990 г. автобусный парк насчитывал более 160 автобусов различной вместимости, для горожан было организовано 16 городских и 6 пригородных маршрутов, в том числе было налажено регулярное автобусное сообщение с районными центрами Корсаков, Долинск, Анива, Холмск, Невельск и другими населёнными пунктами. В сутки выполнялось более 1 тысячи рейсов и перевозилось около 140 тысяч пассажиров. В настоящее время муниципальная маршрутная автобусная сеть города Южно-Сахалинска обслуживается несколькими транспортными компаниями. В распоряжении горожан находится более 40 автобусных маршрутов, в том числе пригородных в пределах городского округа, где организовано более 300 остановочных пунктов. В 2015 году администрацией города и области закуплено для города 400 автобусов различных марок: ПАЗ «Вектор», КамАЗ «Маркополо Бравис», белорусские автобусы МАЗ-206 в средней и длинной модификации. Автобус остаётся единственным доступным по цене проезда и потому самым востребованным общественным средством передвижения по городу.
Летопись Южно-Сахалинска, 1882–2017 : история города со времени основания до наших дней в документах, воспоминаниях, иллюстрациях / авт.-сост. А. Т. Кузин. – Изд. 3-е, доп. перераб. – Южно-Сахалинск, 2019. – С. 124, 225; Кузин А. Южно-Сахалинск : с вершины века : ист. очерк. – Южно-Сахалинск, 1996. – С. 160–164, 354.
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи