Углегорский морской порт был построен японцами на западном побережье острова Сахалин на месте айнского поселения Этуутуру, что на местном диалекте означает «между мысами». Основные гидротехнические сооружения порта были построены в 1924–1925 гг., северная оградительная стенка возведена в начале 40-х годов. Акватория порта – рейд, два ковша и устье реки Углегорки, доступной в полную воду для судов с малой осадкой. Вход в реку огражден двумя дамбами, ковши защищены молами, оградительными стенками. По меркам того времени это был довольно современный морской порт. После окончания Второй мировой войны Сахалин вошёл в состав СССР. Уже с осени 1945 г. порт начал развиваться как единое социалистическое предприятие. На территории современного морского порта был организован рыбрайон, одно из многих отделений рыбокомбината. Но советскому Углегорску необходим был торговый порт, который смог бы обеспечить район продуктами питания, техникой и вывозить уголь и бумагу. В первом годовом отчёте администрации порта записано: «Углегорский морской торговый порт вступил в число действующих портов с 1 апреля 1946 г.». Восстановление разрушенного войной портового хозяйства началось с ремонта погрузочно-разгрузочных механизмов, в основном транспортёров, складских помещений и площадок, приёмки жилого фонда и имевшегося в наличии флота. Первые суда в порту были обработаны флотом рыбокомбината, и только с 13 мая порту начали передаваться первые катера и плашкоуты. Не хватало рабочей силы – не было специалистов, суда обрабатывались рабочими шахт. Была проведена мобилизация неработающего населения, штат порта был доведен до 650 человек. За навигацию 1946 г. было обработано 143 судна, переработано более 150 тыс. т груза, из них 90 % – уголь. Углегорский порт сегодня – второй по важности (после Холмска) на западном побережье острова – перерабатывает хозяйственные грузы, прибывшие с материка и предназначенные для промышленных предприятий города и области, а также отгружает уголь, лес на экспорт. Порт обслуживает российские и иностранные суда, осуществляет транспортно-экспедиторские и складские операции. Углегорский морской порт за свою историю претерпевал немало изменений организационного плана. Но в конце девяностых годов крупнейшее предприятие Западного Сахалина, на котором работали более полутора тысяч человек, практически стало банкротом. В 2011 году угледобывающая компания ООО «Углегорск-уголь» приобрела порт Углегорск со всеми его долгами и нерешёнными проблемами и, погасив задолженности по налогам и зарплате, приступила к масштабной модернизации предприятия. В качестве инвестиций были привлечены средства крупнейшего южнокорейского холдинга SAMSUNG. На эти деньги порт был переориентирован на перевалку угля, эти же инвестиции были направлены на расширение отраслевых возможностей предприятия. Компания «Углегорскуголь» фактически спасла от гибели крупный сахалинский порт, превратив его в современный объект, и вовлекла в этот процесс одного из ведущих мировых инвесторов. В первую очередь были капитально отремонтированы с применением новейших технологий все причалы, утилизирован устаревший и находившийся в полузатопленном состоянии флот, приобретены семь самоходных плашкоутов. В планах руководства предприятия — приобретение ещё четырех аналогичных судов грузоподъёмностью в 400 тонн каждый. В порту создали складские площади, позволяющие хранить одновременно до 150 тысяч тонн угля, приобрели и смонтировали конвейерный комплекс и судопогрузочную машину производительностью 800 тонн в час. На предприятии серьёзное внимание уделяется природоохранным мероприятиям. Для решения проблем экологии построена собственная объездная технологическая дорога от месторождения Константиновское, где добывается уголь, непосредственно до порта, обустроен новый въезд в порт с северной стороны, удалённый от жилых домов, со стороны жилого сектора установлены пылезащитные экраны высотой 13 метров, приобретены новые технологические средства – установка для подавления угольной пыли типа «Жидкий туман», поливомоечные и подметальные машины нового поколения. Начиная с 2011 года, инвестиционные вливания компании ООО «Порт Углегорский» в профильную инфраструктуру превысил полмиллиарда рублей. Перевалка угля в порту в 2018 г. достигла 882 тыс. т, с 2019 г. – превышает 1 млн т угля.
От Камышового хребта до Татарского пролива : Углегор. р-н: прошлое, настоящее, будущее. – Хабаровск ; [Южно-Сахалинск], 2011. – С. 44–45 : ил.; Вахненко Р. В. Тихоокеанское побережье России : Сахалин и Курильские острова (мор. порты). – Владивосток, 1999. – С. 20–23 : ил.; С днём рождения, Углегорский порт! // Ленинское слово. – Углегорск, 1991. – 29 марта; Миненко Т. Цветы ветеранам // Советский Сахалин. – 1986. – 12 апр.; Матвеев А. Порт особого назначения. – Текст : электронный // Наш регион – Дальний Восток : бизнес-газета / Сетевое издание NEDRADV. – 2019. – № 02–03 (144), март. – URL: https://nedradv.ru/nedradv/ru/page_industry?obj=9d732e1d9f7a9c290ac6d58d94848605. – Дата публикации: 8 марта 2019.
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи