Первый музей губернаторства Карафуто (Южный Сахалин) размещался в двухэтажном здании из бруса с оштукатуренными стенами и двумя асимметричными фронтонами. Центральным фасадом здание выходило на Маока-дори, одну из главных улиц города (ныне ул. Невельского, 44а). Оно было построено в октябре 1908 года хоккайдской строительной фирмой «Ито-гуми». Автором проекта был армейский архитектор Ясуши Тамура. В июле 1935 года началось строительство нового здания Музея губернаторства Карафуто на ул. Дзиндзя-дори (ныне Коммунистический проспект). Это решение было принято в рамках торжественной программы празднования 30-летия завоевания Южного Сахалина. Кроме того, к середине 1930-х годов административный центр города начал постепенно смещаться к югу, и расположенный на Маока-дори музей оказался в северной, промышленной части Тоёхары. Тогда же, в 1935 году, в здании музея разместилась полевая жандармерия, а коллекции были временно перенесены в одноэтажное здание, принадлежавшее военным и расположенное прямо напротив храма Тоёхара дзиндзя (район бывшей фабрики кожаной и резиновой обуви по ул. Ленина). Местом для строительства нового музея был выбран пустырь, расположенный между территорией высшей женской школы Тоёхары, возведённой в 1916 году, и средней школой Тоёхары 1925 года постройки. С южной стороны музей граничил с гимнастическим залом для занятий традиционными бовыми искусствами «Будокудэн», построенным в 1936 году по проекту местного архитектора Юнэдзи Сакаэ. Строительство музея вела крупнейшая подрядная компания Карафуто «Эндо-гуми», осуществившая такие значительные проекты, как строительство здания отделения Колониального банка в Тоёхаре (ныне областной художественный музей), Центрального госпиталя Тоёхары (ныне гарнизонный военный госпиталь), Центральной технической лаборатории Карафуто и ряд других. Строительство музея продолжалось два года, и 1 августа 1937 года музей был торжественно открыт. Долгое время существовали различные мнения о том, кто был автором проекта музея. Назывались разные имена. Активная поисковая и полевая работа по обследованию памятников японской архитектуры, проведённая в архивах Японии и на Южном Сахалине группой преподавателей и аспирантов кафедры истории архитектуры Хоккайдского университета, позволила уточнить и выявить многие факты, касающиеся исторических зданий периода губернаторства Карафуто. В Хоккайдском префектуральном архиве (Саппоро) удалось найти чертежи и документы о строительстве музея губернаторства Карафуто, датированные 1935 годом. Все документы были подписаны именем архитектора Ёсио Кайдзука, который и являлся автором проекта музея. Он начал работать на Сахалине в апреле 1929 года, стал автором многих значительных архитектурных проектов, однако самым выдающимся его творением был проект музея, выполненный в неояпонском стиле «нихон-суми», получившем название «стиль императорской короны». Музей был спроектирован так, чтобы, напоминая традиционные японские замки, он одновременно сочетал в себе западные и японские черты. Особенно тщательно Кайдзука разрабатывал план фасада. Стены музея для звукоизоляции были покрыты бумагой. Классический облик здания музея подчёркнут черепичной кровлей. Из нескольких типов черепицы, использовавшейся в Японии, Кайдзука выбрал самый древний, называемый «хон гавара» – «настоящая черепица». Много внимания Кайдзука уделил художественному оформлению крыши, использовав практически все декоративные детали, характерные для традиционной японской архитектуры. Уникальными чертами этого здания были построенный в японском стиле главный вход и стеклянные фонари для освещения экспозиционных залов. Витрины для музея были также спроектированы Ёсио Кайдзука, некоторые из них используются до сих пор. В здании действовало электрическое освещение, был установлен телефон, проведён водопровод и устроен автоматический слив в туалетах. В музее действовала система обогрева масляного типа. Общая площадь территории музея составляла 3 000 цубо (около 10 тыс. м2 ). Центральную часть занимало огнеупорное и сейсмостойкое трёхэтажное здание площадью 709 цубо (около 2,3 тыс. м2 ). Вокруг здания был разбит парк с основными породами деревьев Южного Сахалина. На переднем плане – небольшой пруд и клумбы с высокогорными цветами. В 1939 году рядом с центральным входом в здание была установлена каменная реплика пограничного астрономического знака № 3. Музей стал своеобразным центром города Тоёхара, где, несмотря на непогоду и холода, любили встречаться чиновники и различные специалисты. Здание музея и по сей день является одним из красивейших в Южно-Сахалинске и служит по своему прямому назначению. В нём находится Сахалинский областной краеведческий музей. Здание отнесено к памятникам архитектуры и градостроительства регионального значения.
Прокофьев М. М. Музей губернаторства Карафуто // Сахалинский музей, 120 лет : от открытия до наших дней (1896–2016 гг.) / Прокофьев М. М., Самарин И. А., Щеглов В. В. – Южно-Сахалинск, 2016. – С. 74–83 : фот.; Федорчук С. П. Рассказы о краеведческом музее. – Южно-Сахалинск ; Владивосток, 2013. – С. 8–12; Самарин И. А. Музей губернаторства Карафуто: история и архитектура // Вестник Сахалинского музея : ежегодник... – Южно-Сахалинск, 2005. – № 12. – С. 96–112; Южно-Сахалинск: три цвета времени / текст: А. И. Костанов, В. В. Семенчик. – Владивосток, 2002. – С. 62 : фот.
Дата публикации статьи
Дата обновления статьи